О чём спектакль
Первые годы советской власти нэпманы более-менее мирно сосуществуют с большевиками. Впрочем, пролетарии относятся с подозрением к зажиточным горожанам, оберегающим от всех уравнивающего коммунизма свой мещанский быт. Под подозрение попала и семья Павла Гулячкина (мама в прошлом владела магазинчиком, теперь это тщательно скрывает, но любовь к красивой, ладно, не красивой, но хотя бы уютной жизни не скроешь!). Не верит уважаемый член партии, посватавшийся к его сестре, что они правильные коммунисты. Чтобы это доказать, Гулячкин должен предъявить "красного" родственника и собственно мандат.
По ходу действия герой прибегает ко всяческим ухищрениям, стараясь убедить будущего деверя в том, что семья у них рабочая и ни капли голубой крови с красной не намешано. Он даже сделал себе мандат! О, эта бумажка, позволяющая ему, как он сам кричал, всю страну арестовать.
Между тем часть страны, не желая быть арестованной, всё ещё надеется вернуть теперь уже точно безвозвратно потерянную Россию. Она, Россия их прошлого, как будто явилась в образе молодой императрицы Анастасии, дающей надежду, что все эти господа в кожанках и фуражках с их плохими манерами – всего лишь временное помутнение наступившего 20-го века, переждём и – воскреснет Россия. Но на прощальном, как оказалось, балу гости узнали, что эта красавица в платье императрицы – всего лишь кухарка Настя, а не чудом спасшаяся царевна. Светлые мечты разбились о быт, прежняя Россия не воскреснет, а впереди что-то тёмное, тёмно-красное. Наверное, смерть. Финал каждый зритель поймёт для себя сам, мне было страшно.
Впечатления
Сегодня трагикомический жанр Николая Эрдмана (его пьесы называют "чёрными комедиями") вновь оказался востребованным, и почти друг за другом в Москве прошли премьеры спектаклей по его пьесам – "Самоубийцу" представил Театр им. Вахтангова, и вот, Et Cetera решил козырнуть "Мандатом" – получилось несмешно, зато актуально: в современной России попытки "усидеть на двух стульях" и в нужный момент приспособиться к новой реальности встречаются сплошь и рядом, в культуре и в обществе.
Режиссёр Владимир Панков использовал эстетику Всеволода Мейерхольда, первого постановщика этой пьесы, но, мне кажется, отсылки к его творчеству здесь не только ради "эффектной картинки", а прежде всего чтобы показать рифмы двух эпох, напомнив судьбы гениев 20-го века, среди которых судьба Мейерхольда – одна из самых трагических.
Но и визуально спектакль получился интересным: красно-бело-чёрные цвета русского авангарда противопоставлены изящному стилю модерн – по парижской моде. Старое и новое, как всегда в нашей стране, в какой-то момент сходятся и не могут разойтись без жертв. "Когда же настанет это старое время?" – спрашивает мама героя Надежда Петровна. Кажется, вопрос для русского человека по сей день злободневный. Он ждёт, что будет как раньше, вместо того, чтобы отпустить прошлое и создать наконец-то лучшее будущее. Хотя бы попробовать – хуже уже не будет.
В чём фишка
В спектакле отлично поставлены музыкальные номера – сценки в артистическом кабаре, вальс на балу. Персонажей много – второстепенные герои тоже яркие типажи и вызывают эмоции: одни – жалость, другие – раздражение. На протяжении двух с половиной часов ни разу не было скучно, зато не покидало тревожное предчувствие: всё это хорошо не кончится. Это же первая половина безжалостного 20-го века, разве можно ожидать хорошего конца?
С самого начала понятно, что один из стульев станет для Гулячкина роковым, а поскольку он умудрился сесть на оба – лишил себя даже маленького шанса спастись.
Говорят зрители:
– Я не всё понимаю, но мне спектакль нравится.
– Не думала, что это будет так зрелищно! Красивые костюмы и танцевальные номера и никакой бытовухи.
– Прикольная идея с красной лестницей и картиной, через которую герой смотрит как в глазок, нет ли шпионов за дверью.