Кристофер Нолан рассказал историю "отца ядерной бомбы" Оппенгеймера с двух сторон

В мировой прокат вышел один из самых долгожданных фильмов года – "Оппенгеймер". Российский зритель может посмотреть картину в Сети, а вскоре, вполне вероятно, фильм выйдет и на больших экранах в рамках формата показов с "предсеансовым обслуживанием"
Кристофер Нолан рассказал историю "отца ядерной бомбы" Оппенгеймера с двух сторон
Universal Pictures
В фильме "Оппенгеймер" главную роль сыграл Киллиан Мёрфи.

Фильм рассказывает о жизни знаменитого американского физика Роберта Оппенгеймера. Он широко известен как научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого в годы Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия. Из-за этого Оппенгеймера часто называют "отцом атомной бомбы". 

Режиссёром и автором сценария выступил Кристофер Нолан – автор таких картин, как "Интерстеллар", "Начало" и трилогия о Бэтмене с Кристианом Бэйлом. Фильм основан на книге Кая Берда и Мартина Дж. Шервина "Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея", получившей Пулитцеровскую премию. Учёный, раскаявшийся в своём творении, унёсшем жизни тысяч невинных людей, после войны занимал очень критическую позицию. В качестве главы зарождающейся Комиссии по атомной энергии он выступал за строгий контроль над ядерным оружием, чтобы остановить гонку вооружений во время холодной войны, и из-за этой позиции его подозревали в симпатиях к коммунистам. Кроме того, Оппенгеймер посвятил свою жизнь исследованиям в области квантовой физики, а также внёс важный вклад в современную теорию нейтронных звёзд и чёрных дыр.

– Роберт Oппенгеймер – очень интересный персонаж. В фильме показана трагедия гения, терзаемого своим творением, – рассказал Нолан журналистам. 

Не следуя линейному повествованию, как в остальных своих фильмах, британский режиссёр признаёт, что в остальном остаётся верен своему стилю:

– Я рискнул рассказать эту историю, не давая прямых ответов на многие вопросы, потому что она предполагает моральную дилемму, которая мне кажется очень актуальной. Лучшие умы страны во время Второй мировой войны работали над тем, чтобы использовать мощь атома в борьбе с нацистами. И эти же умы потом осознали ужас того, что они могут взорвать весь мир. Я хотел погрузиться в эту атмосферу и почувствовать, каково пережить такой опыт.

Рассказывая о процессе работы над фильмом, режиссёр продолжил: 

– Я писал сценарий от первого лица, чего никогда раньше не делал. Я решил, что у меня в фильме будут две повествовательные линии. Основная – цветная, и это как бы субъективный опыт Оппенгеймера. Другая – чёрно-белая – это более объективный взгляд на его историю с точки зрения других персонажей. 

На главную роль в проекте был выбран актёр Киллиан Мерфи, который уже работал ранее с британским режиссёром.

– Я уверен, что нет другого такого актёра, который смог бы сыграть этого героя. Он лучший исполнитель, способный в течение трёх часов доносить до зрителя весь спектр чувств и мыслей Оппенгеймера. – поделился Нолан. – Я требовал от него так много как от актёра, а он, в свою очередь, так много требовал от себя сам! Его способность вжиться в свой персонаж удивляла меня сначала каждый день на съёмочной площадке, а затем и при монтаже. Я считаю Киллиана лучшим актёром на данный момент не только из-за его таланта, но и из-за его умения отдавать всего себя целиком и полностью постановке и режиссёру. Он человек, который оставляет своё эго за дверью, который может быть и актёром, и обычным нормальным человеком вне работы. 

На съёмках. Киллиан Мерфи, Кристофер Нолан и Хойте ван Хойтема.
Universal Pictures, Melinda Sue Gordon
На съёмках. Киллиан Мерфи, Кристофер Нолан и Хойте ван Хойтема.

Дружба Мерфи с Ноланом насчитывает два десятилетия, и актёр также признался, что восхищается режиссёром.

– Я знаю его уже 20 лет, но даже тогда я был его фанатом, потому что видел картины "Моменто" и "Бессонница". Наша первая встреча состоялась, когда я пробовался на роль Брюса Уэйна в фильме "Бэтмен: Начало", – на роль, которая в итоге досталась Кристиану Бэйлу. Но эта встреча в конечном итоге принесла свои плоды в виде роли Пугала во всей нолановской трилогии: "Бэтмен: Начало", "Тёмный рыцарь" и "Тёмный рыцарь: Возрождение легенды".

Как признался Мерфи, когда режиссёр позвал его играть Оппенгеймера, он долго не раздумывал:

– Я всегда был абсолютно убеждён: если Кристофер Нолан просит вас что-то сыграть, независимо от размера роли, это стоит сделать. Честно говоря, я вообще-то не ожидал, что он позовёт меня сыграть Оппенгеймера. Но он это сделал. И когда после его звонка и приглашения я повесил трубку, я ещё какое-то время сидел, совершенно потрясённый.

Фильм был снят оператором Хойте ван Хойтема с использованием 65-мм широкоформатной плёнки IMAX, как и в случае с "Дюнкерком" (2017) и "Доводом" (2020).

– Резкость, чёткость и глубина изображения в таком случае не имеют себе равных, – сказал Нолан. – При съёмке вы действительно позволяете экрану исчезнуть. У вас есть ощущение 3D без очков. У вас огромный экран, и вы заполняете периферийное зрение зрителей. Вы погружаете их в мир фильма, – сказал Нолан, который снимает на камеры IMAX со времён "Тёмного рыцаря". 

– Моей задачей было сделать большие сцены, но без использования компьютерной графики, потому что фильм сосредоточен на переживаниях одного человека и его взгляде на мир. Я сделал много взрывов в разных своих фильмах. Но есть что-то уникальное и особенное в том, чтобы находиться в пустыне посреди ночи с большим актёрским составом и снимать это так. 

Нолан признался, что хотел донести до зрителей гениальность Оппенгеймера, а также добиться того, чтобы история была как можно более личной. Для достижения этих целей Нолан снимает в большом формате и приглашает зрителей посмотреть свой фильм в кинотеатрах. 

– У нас редко есть возможность напрямую поговорить с кинозрителями о том, почему вы любите тот или иной формат. Мы приложили немало усилий, чтобы снять фильм для показа на экранах большого формата. Это действительно отличный способ подарить людям впечатления, которые они, возможно, не смогут получить дома, – заключил он.