Красота сквозь века: как изменились стандарты женственности за 100 лет

Сегодня, 9 сентября, отмечается Всемирный день красоты. Историк моды рассказал Metro о ключевых моментах, которые сформировали каноны привлекательности с 1920-х годов до наших дней
Красота сквозь века: как изменились стандарты женственности за 100 лет
Mary Quant
Твигги, 1966 год.

1920-е

Мода и эстетические стандарты, которые мы сегодня знаем, берут своё начало с "ревущих двадцатых". Именно этот период стал поворотным благодаря радикальному отходу от викторианских идеалов. Это и заложило основу для всех будущих трансформаций в мире моды и красоты.

– Первая мировая война (1914–1918) стала катализатором глубинных социальных изменений, в частности, переосмысления роли женщины в обществе. Эмансипация, выразившаяся в том числе в отказе от корсета, привела к формированию нового эстетического идеала – garçonne или "девушка-мальчик". Этот образ характеризовался андрогинной фигурой с заниженной линией талии и минимальным акцентом на женственных формах, – рассказал Руслан Мигранов, историк моды, член творческого союза дизайнеров и имиджмейкеров, куратор зарубежных программ Московского художественно-промышленного института (МХПИ). – Стиль ар-деко, пришедший из Америки, внёс свой вклад в формирование эстетики 1920-х, привнеся в моду геометричность и экзотические мотивы. Прямой силуэт платьев-футляров, стрижка каре, экспрессивный макияж – всё это способствовало созданию образа femme fatale, столь характерного для немого кинематографа той эпохи.

Портрет девушки, середина 1920-х годов.
Shutterstock
Портрет девушки, середина 1920-х годов.

1930-е

Это десятилетие, отмеченное приходом звукового кино, выдвинуло на первый план образ блондинки.

– Марлен Дитрих с её выразительными скулами и тонкими бровями стала иконой стиля, воплощением нового типа женственности. Этот переход от брюнеток 1920-х к блондинкам 1930-х иллюстрирует не только изменение эстетических предпочтений, но и технологический прогресс в кинематографе: если в эпоху немого кино акцент делался на выразительной мимике, то звуковое кино позволило актрисам "брать" голосом.

Марлен Дитрих, 1930 год.
Wikimedia CCASA 4.0 International
Марлен Дитрих, 1930 год.

1940–1950-е

Вторая мировая война вновь изменила видение женской красоты. Образ сильной, волевой личности, подчёркнутый массивными подплечниками, отражал реалии военного времени. Однако всё изменил Кристиан Диор.

– Уже в 1947 году дизайнер представил свой революционный New Look, провозгласив возврат к подчёркнутой женственности. Этот стиль, выделяющийся тонкой талией и пышной юбкой, можно интерпретировать как коллективное стремление общества к возрождению довоенных ценностей и эстетики, – отметил историк моды.

Одри Хепбёрн в фильме "Римские каникулы" (1953).
кадр из фильма
Одри Хепбёрн в фильме "Римские каникулы" (1953).

1960-е

Эта эпоха стала настоящей революцией не только в музыке, но и в мире красоты.

– Твигги, с её андрогинной фигурой и большими глазами, стала символом эпохи. Сексуальная революция, движение хиппи, студенческие волнения 1968 года – все эти факторы способствовали разрушению единого канона красоты. Мини-юбки, акцент на глазах и ресницах, общая инфантилизация образа отражали дух времени, устремлённого в будущее, к новым горизонтам.

Кадр из фильма "Фотоувеличение" (1966).
кадр из фильма
Кадр из фильма "Фотоувеличение" (1966).

1980-е

В это время дизайнеры вернулись к сильному силуэту, но уже в новом контексте.

– Образ бизнес-леди с подчёркнутыми плечами и яркой помадой стал олицетворением новой эпохи – времени экономического подъёма и карьерных амбиций. Карл Лагерфельд, работая над обновлением стиля Chanel, внёс значительный вклад в формирование этой эстетики.

Каноны красоты всегда были отражением социально-экономических реалий своего времени. От андрогинности 1920-х до гиперженственности 1950-х, от бунтарского духа 1960-х до амбициозности 1980-х – каждая эпоха привносила своё понимание красоты, отражая глубинные общественные процессы. В современном мире, где доступны все эти стили, ключевым становится умение выразить индивидуальность через синтез различных эстетических концепций.
Руслан Мигранов, историк моды
Мелани Гриффит в фильме "Деловая женщина" (1988).
кадр из фильма
Мелани Гриффит в фильме "Деловая женщина" (1988).

1990-е

После эпохи 80-х, с их культом успеха и ярко выраженной женственностью, 1990-е принесли новую эстетику. Это стало временем супермоделей и минимализма.

– Кейт Мосс с её андрогинной фигурой стала иконой "героинового шика", что отразило общую тенденцию к более натуральному, даже намеренно "нездоровому" образу. Гранж как стиль проник и в высокую моду, размывая границы между уличной и подиумной эстетикой.

Кейт Мосс в рекламе Calvin Klein (1997).
Calvin Klein
Кейт Мосс в рекламе Calvin Klein (1997).

2000-е и сейчас

В нулевые к нам вернулся гламур, но с нюансами.

– Пэрис Хилтон и реалити-шоу сформировали новый идеал красоты – "девушку из соседнего двора", но с безупречным макияжем и укладкой. Загар вновь стал символом успеха и здорового образа жизни, а культ фитнеса привёл к популярности атлетичных, но при этом женственных фигур, – рассказал эксперт.

Пэрис Хилтон и Николь Ричи (2007).
Shutterstock
Пэрис Хилтон и Николь Ричи (2007).

Последующие десятилетия также запомнятся началом цифровой революции в восприятии красоты. Фотошоп и другие технологии редактирования изображений начали формировать новые, зачастую недостижимые в реальности стандарты. Это заложило основу для той одержимости "идеальным образом", которую мы наблюдаем сегодня.

Размышляя об эволюции канонов красоты, нельзя не отметить их цикличность. XX век создал основной арсенал стилей и образов, которые в XXI веке подвергаются бесконечному микшированию и реинтерпретации. Современные тренды могут возникать спонтанно, под влиянием отдельных инфлюенсеров, что отражает демократизацию fashion-индустрии и размывание границ между высокой модой и уличным стилем.
Руслан Мигранов, историк моды