На территории аэропорта Le Bourget в Париже Модный дом Pierre Cardin провёл трибьют-шоу Cosmocorps 3022. В него вошли модели в стиле 80-х, сшитые по последним эскизам дизайнера Пьера Кардена, который ушёл из жизни 29 декабря 2020 года на 99 году жизни. Над созданием работала команда во главе с исполнительным директором бренда и внучатым племянником легендарного модельера Родриго Базиликати-Карденом. Коллекция представляет собой "классический" футуризм, которым его видел Пьер Карден ещё в 60-х. Этим шоу Родриго хотел увековечить стиль своего талантливого родственника и его бренда.
Тема космоса и футуризма присутствует в моде уже десятки лет. Первые шаги делали Эльза Скиапарелли в 1947 году и Кристиан Диор в 1950-м, но настоящий прорыв произвёл не кто иной, как Пьер Карден в 1960-х. В 1964 году дизайнер представил свою первую футуристическую коллекцию. По словам Пьера Кардена, на создание коллекции его вдохновил полёт Валентины Терешковой. Впоследствии он и его коллеги-дизайнеры Андре Курреж и Пако Рабан создали шляпы-шлемы, комбинезоны, костюмы из металлизированных материалов, сапоги-ботфорты, 3D-декор, лакированные аксессуары, одежду из пластика. Таким образом модельеры фантазировали, в чём люди будущего смогут отправиться исследовать космос.
"В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Пьера Кардена. Мне повезло познакомиться с его ассистенткой, куратором Музея Кардена в Париже, с которой они много раз бывали ещё в Советском Союзе и потом уже в России. Безусловно, Россия всегда была в сердце этого кутюрье", – рассказывает историк моды Григорий Катаев.
"Расцвет творчества модельера пришёлся на 60-е, эпоху футуризма. Первый спутник Земли, первый человек в космосе, первая женщина-космонавт – всё это родом из России. Современники той эпохи загорелись идеей будущего – какие будут дома, образ жизни и, конечно же, одежда. Поэтому такие дизайнеры, как Пьер Карден, Пако Рабан, Андре Курреж, стали экспериментировать с формами, материалами, аксессуарами. Отсюда появились шляпы-скафандры, резиновые плащи и сапоги-ботфорты из винила", – продолжает историк моды.
В 1968 году коллега и друг Кардена Андре Курреж создал свою "лунную" коллекцию под названием Space Age, которая стала одной из самых запоминающихся в карьере дизайнера. Наряды дизайнера были не только футуристичны, но и очень комфортны за счёт использования эластичного трикотажа.
Пако Рабан практически сразу с основания бренда начал работать с футуризмом. Тогда использование пластика и металлизированных материалов было очень современно и даже инновационно. В 1968 году модельеру удалось поработать над созданием костюмов для популярного на тот момент фильма "Барбарелла" с Джейн Фонда в главной роли, что определённо добавило ему узнаваемости. Сверкающие корсеты-доспехи и платья-кольчуги стали своего рода ответом на сексуальную революцию, происходившую в Европе и США в 60–70-е годы.
"В 80-е годы в моде доминирует идея деформации объёмов в костюме. Здесь можно вспомнить Тьерри Мюглера, который показал другую сторону космоса с его неземными обитателями. Эти модели пришельцев и фемботов создают порой даже пугающее впечатление, которое позднее отразится на коллекциях Александра МакКуина", – говорит Григорий Катаев.
Ли Александр МакКуин – дизайнер-легенда, чьё шоу Plato’s Atlantis стало, к сожалению, последней прижизненной коллекцией модельера. Она посвящена мифе об Атлантиде и её жителях и воплощает собой сочетание природных и футуристических линий и силуэтов. Одни ботильоны Armadillo чего стоят – этих 13-сантиметровых "монстров" поначалу не хотела надевать ни одна модель, но в итоге все девушки согласились и ни одна из них даже не запнулась на подиуме. Также запоминающимся стало появление Леди Гага в наряде из коллекции в клипе Bad Romance.
"В наши дни интерес к космической вселенной и технологиям не утихает, и прекрасным примером можно назвать дизайнера Айрис ван Херпен. Любое её платье – это мода будущего", – рассказывает историк моды.
Ван Херпен впервые применила технологию 3D-печати для создания одежды ещё в 2009 году. Её наряды – это настоящие произведения искусства. Приплюсуйте природу и инновации и получите идею работ Айрис. Её первое платье печаталось на 3D-принтере 24 часа в сутки в течение 7 дней. Сегодня процесс заметно ускорился, но всё ещё остаётся новаторским и ассоциируется с технологией будущего.
Другие коллекции, дизайнеры которых вдохновлялись футуризмом и космическими просторами.