Праздник не для всех
В субботу король Карл III проедет в позолоченной карете по улицам. Однако подданные поприветствуют своего монарха не в едином порыве, сообщает AP. Антимонархисты планируют выйти к нему с плакатами с надписью "Не мой король".
По словам Грэма Смита, исполнительного директора антимонархической группы "Республика", коронация – это такой праздник, когда один человек устроился на работу, которую он не заработал.
Действительно, опросы общественного мнения показывают, что симпатия к монархии падает. По данным Национального центра социальных исследований, только 29% респондентов считают, что монархия необходима – это самый низкий уровень за 40 лет изучения этого вопроса. Больше всего оппозиционеров среди местной молодёжи.
Упрямство и роскошь
Хотя церемония коронации Карла III будет значительно короче и скромнее, чем у его предшественников, по словам старшего научного сотрудника Центра британских исследований Института Европы Олега Охошина, Карл настроил против себя подданных из-за своей тяги к роскоши.
– Когда он ещё был принцем Уэльским, штат его служащих превосходил даже штат королевы. Елизавете прислуживало 50 человек, а принцу 85. Это раздражало британцев, которые привыкли считать, на что идут их налоги, – говорит он.
Второй недостаток Карла – несдержанный и вспыльчивый нрав.
– Достаточно вспомнить случай в Северной Ирландии в 2022 году. Карл расписывался в книге посетителей замка Хиллсборо, и у него потекла ручка. Он не смог сдержать досады, прошипел, что ненавидит подобные казусы. Такое поведение вызвало волну возмущения у англичан, – приводит он пример.
Но главное, чего не могут забыть англичане, – развод с Дианой и её гибель.
– Люди связывают эти события с неподобающим поведением Чарльза, его изменами и встречами с Камиллой ещё во время брака. Карлу удалось стать одной из самых непопулярных фигур в династии Виндзоров, – констатирует Охошин.
По мнению специалиста, выступления за отмену монархии связаны именно с личностью самого короля.
– Он разрушал собственный имидж. Например, позиционируя себя защитником дикой природы, Чарльз лишился уважения своей прямой целевой аудитории – экологов. В 2005-м разразился громкий скандал, когда Чарльз поддержал охотников, убивающих диких барсуков. Он настаивал, что численность зверьков слишком велика и они распространяют туберкулёз среди крупного рогатого скота. После их отстрела выяснилось, что эпидемия стала распространяться даже интенсивнее. Однако Чарльз настаивал на том, что был прав. В глазах тех, кто любит животных, он предстал упрямым и жестоким человеком. Окончательно он разочаровал зоозащитников, когда выступил за сохранение давней аристократической традиции охоты на лис, – рассказывает он Metro.
Охошин не сомневается, что институт монархии останется, потому что следование традициям является одной из ключевых черт британского национального самосознания.
– Монархия – это часть их культуры. В XVII веке у них уже был шанс создать республику в годы протектората Оливера Кромвеля. Но они предпочли реставрацию династии Стюардов. На престол тогда взошёл Карл II, – отмечает он.
Эксперт прогнозирует, что форма правления в государстве не изменится, но британцы будут посматривать в сторону принца Уильяма.
– Вот, кто представляет собой образец для подражания на фоне своих родственников. Он не был замешан в серьёзных скандалах, остаётся примерным семьянином, с достоинством нёс гражданскую службу – был пилотом, участвовал в гуманитарных миссиях, – перечисляет он. – Является идеальной фигурой, чтобы поднять рейтинг монархии и у себя в стране, и во всём мире.