Коллекцию "армянского Третьякова" Арама Абрамяна привезли из Еревана

Жители столицы впервые увидят собрание картин, привезённое из ереванского Музея русского искусства. Metro изучило историю экспонатов новой выставки
Коллекцию "армянского Третьякова" Арама Абрамяна привезли из Еревана
Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея
Д. А. Налбандян, "Портрет А. Я. Абрамяна", 1976.

"Москва – Ереван – Москва" – вовсе не популярный летний отпускной маршрут, а название новой выставки в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Экспозиция впервые объединит около 60 произведений, собранных московским врачом и коллекционером Арамом Яковлевичем Абрамяном в советские годы. Среди них как картины из Музея русского искусства в Ереване, так и работы, хранящиеся в семье коллекционера. 

ЦИТАТА
Музей русского искусства в Ереване был создан около 1980 года специально, чтобы вместить щедрый дар Абрамяна – переданную Армении значительную часть его московской коллекции. Благодаря этому Арама Яковлевича стали называть "армянским Третьяковым".
— Екатерина Дмитриевна Евсеева, куратор выставки

Арам Абрамян считается создателем школы отечественной урологии, но ещё одной его страстью стало коллекционирование. На выставке, которая продлится до 11 августа, можно будет увидеть работы Кустодиева, Бенуа, Рериха, Фалька, Кончаловского и другие произведения русской живописи и графики конца XIX и XX века, включая редкие работы малоизвестных авторов. 

Три картины из экспозиции связывает одна необычная деталь: все они по воле случая попали в руки Абрамяна от другого известного коллекционера-агрофизика Абрама Чудновского, чьё собрание считалось третьим по величине в Ленинграде после Эрмитажа и Русского музея. Об удивительных сплетениях судьбы двух увлечённых охотников за искусством Metro рассказала Екатерина Дмитриевна Евсеева, куратор выставки, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГТГ.

− Лаконичный портрет Петровой-Водкиной, как и "Мальчики на фоне города (Самаркандский этюд)" Кузьмы Петрова-Водкина, считался гордостью коллекции Чудновского. Почему же он расстался со своими "жемчужинами" и передал их Абрамяну? Возможно, причина такой щедрости известна, – поясняет куратор. – В процессе подготовки выставки выяснилось, что московский врач Абрамян не позднее 1970 года провёл ленинградскому собирателю Чудновскому сложную операцию и спас его жизнь. Желая отблагодарить своего "друга и спасителя", как коллекционер с женой ласково называли Абрамяна, Чудновский мог передать ему бесценные работы Петрова-Водкина. 

Во второй раз Абрамян пришёл на помощь ленинградскому коллекционеру, когда из квартиры Чудновского была похищена часть его картинной коллекции. 

− Именно Абрамян, как лечащий врач Брежнева и Щёлокова, способствовал возвращению полотен. Как вспоминает коллекционер Валерий Дудаков, в благодарность за помощь Чудновский подарил Араму Яковлевичу "Натюрморт с синим графином" авангардиста Альтмана, однако Абрамян обменял эту работу на "Натюрморт" Адольфа Мильмана, участника художественного объединения "Бубновый валет". Эта картина была менее дорогой, но понравилась собирателю живописи намного больше.

Адольф Мильман, "Натюрморт", 1918.
Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея
Кузьма Петров-Водкин, "Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной", 1912.
Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея
Кузьма Петров-Водкин, "Мальчики на фоне города (Самаркандский этюд)", 1921.
Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея
Адольф Мильман, "Натюрморт", 1918.1/3