Исследование профессора МГПУ, доктора психологических наук и ведущего передачи "Неизвестная история" на РЕН ТВ Бориса Рыжова посвящено эмоциональному восприятию различных архитектурных стилей. Это восприятие не зависит от знаний и уровня образования, но подсказывает нам личное "место силы", где хочется жить и куда хочется возвращаться.
Во время прогулки по центру города участники необычной экскурсии с помощью мобильного приложения оценивали свои эмоции, которые вызывало у них то или иное здание. По шкале от 0 (плохо себя чувствую) до 10 (дух захватывает) надо было оценить шесть объектов в разных архитектурных стилях.
– Архитектура – отражение эпохи, она может влиять на мировоззрение и даже формировать наши ценности. Человеку необходимо, чтобы взгляд скользил по деталям, которые не имеют никакой функции, но создают красоту и дают ощущение тепла. В погоне за современными тенденциями об этом забывают, – считает Борис Рыжов.
Большой театр. Классицизм
– Здание в стиле классицизма было построено после пожара 1853 года, когда во второй раз сгорел Петровский театр, созданный архитектором Оскаром Бове. Автором нового проекта стал Альберт Кавос, но основные черты и архитектурный стиль прежнего театра он сохранил. После войны с Наполеоном в архитектуре главенствовал ампир, то есть новый классицизм – стиль победившей Наполеона империи, и добавились декоративные атрибуты с воинскими символами, например маскароны. Но, в отличие от строгого римского классицизма, для ампира характерна эклектика, и декор порой выглядит даже излишним. Сегодня это самый узнаваемый театр в России, – рассказал Борис Рыжов.
Со своей задачей Большой театр справляется и в 21-м веке – даёт почувствовать величие страны, которое прежде всего в её культуре. Короче, дух захватывает – ставлю 10 баллов. Девушка рядом со мной тоже поставила десятку.
"Метрополь". Модерн
– Прежние архитектурные стили были направлены на общественные идеалы или символизировали величие духовных ценностей времён античности, и люди проникались этими ценностями. Классицизм вдохновлял на Великую французскую революцию, наполеоновские войны, а потом обернулся эпохой романтизма… Но эта эпоха прошла. На рубеже 19–20-го вв. главным стал человек с его страстями и желаниями, – рассказывает Борис Рыжов. – И возник совершенно новый стиль, в некоторых странах его так и называют – "новый стиль", а у нас – модерн. Этот стиль предназначен для человека и должен быть ему соразмерен. У человека нет прямых линий – и здесь доминируют изгибы, каждая деталь тщательно проработана, нет ни одной повторяющейся. Так же и у нас: правая сторона лица не такая, как левая, один палец отличается от другого. Московский модерн стал самым замечательным образцом этого стиля, ничего подобного нет в других странах. Отель "Метрополь", для строительства которого его владелец Савва Мамонтов пригласил знаменитого архитектора Льва Кекушева и его коллегу Вильяма Валькота, – непревзойденный образец московского модерна.
Соразмерный человеку модерн у меня вызывает чувство уюта, тепла, красоты. Профессор не сказал, что этот стиль ещё и атрибут роскоши: главные "модерновые" шедевры – дворцы и особняки. Поэтому его век в России был недолог – до первой революции 1905 года.
Ставлю десятку, подглядываю в смартфон другой студентки: на три балла ниже.
Дом общества "Динамо". Конструктивизм
– После революции общественные ценности вновь заявили о себе. Советская власть принесла новый стиль – конструктивизм, его главный пафос направлен на то, чтобы полностью разорвать все традиции с прежним миром: и с классическим наследием, и с изысканной архитектурой модерна. Теперь мы живём ради будущего: просто, дёшево, функционально. Этот дом с огромным локатором, спроектированный известным советским архитектором Иваном Фоминым и тогда ещё молодым Аркадием Лангманом, – один из самых ярких и узнаваемых образцов конструктивизма. Бетон, никакого декора и колонн, в качестве опоры – столбы. Оригинальность достигается за счёт сочетания разных объёмов: вертикальная башня, круглые окна, срезанный угол; большие окна пропускают много света.
С оценкой этого здания я замешкалась, но рядом с ним возникает чувство уверенности, которое сейчас необходимо, – за это ставлю десять.
Комплекс зданий госбезопасности на Лубянке. Магно
– Страна стала другой. Эпоха НЭПа закончилась, курс на построение нового всеобщего будущего сменяется курсом на строительство мощной империи в одной стране. Меняются задачи – меняется архитектурный стиль. Это серое здание, напоминающее гармошку, проектировал в 1933 году архитектор Аркадий Лангман в соавторстве с Иваном Безруковым. И здесь должна располагаться одна из "пружин" империи – органы госбезопасности. Иногда новый стиль называют неоконструктивизмом или постконструктивизмом, чаще – большой стиль, или магно. Его назначение – дать человеку почувствовать величие страны. В отделку возвращается гранит вместо известняка, – продолжил Борис Рыжов.
Когда мы вышли на Лубянскую площадь, я подумала, что оценить своё эмоциональное состояние именно от архитектуры будет трудно, ведь архитектура и атмосфера места неотделимы от его истории.
Но суровые здания строили талантливые архитекторы: стиль конструктивизм плавно перетекает в стиль триумф, сохраняя главенство функции над формой, но не пренебрегая декором – разумеется, в виде символов государственности. Находиться здесь было не очень уютно – грандиозным постройкам я поставила пятерку, точно так же, как молодой человек, идущий рядом со мной.
Главный корпус на Лубянке. Триумф
Реконструкцию зданий поручили Алексею Щусеву в 1939 году, Лаврентий Берия лично утвердил проект, но война прервала планы. Строительство возобновили только после войны – архитектурный стиль снова изменился.
– Произошло возвращение принципов классицизма – теперь его называют сталинский ампир, или триумф. Здесь уже нет строгих рядов окон, которые выглядели как застывшие батальоны войск на Красной площади. Снова появились карнизы, колонны, пилястры, символизирующие триумф государства.
Напряжение всё равно сохраняется: разум может оценить красоту и величие главного здания на Лубянской площади, но эмоциональное состояние нестабильное – примерно на троечку.
Здание компании "Лукойл". Современный стиль
– Бывшее Министерство электронной промышленности СССР сейчас самое большое современное здание в пределах исторической Москвы. И одно из нескольких зданий без автора (архитектор Феликс Новиков отказался от авторства). Это возврат к конструктивизму – отсутствие декора и максимум стекла, чтобы окна пропускали свет. Такой редкий образец функциональности в старой Москве.
После экскурсии участников, среди которых было большинство студентов МГПУ, спросили, в каком стиле они хотели бы видеть корпус своего университета.
Мнения разделились примерно поровну между классицизмом (духовные ценности) и модерном (личные желания человека).
– А я бы хотела учится в готическом здании, – призналась одна первокурсница. – Но, поскольку у нас нет чистой готики, это была бы эклектика с элементами готики
– С гаргульями на фасаде? Эх, все хотят в Хогвартс! – добавил профессор.
Итоги исследования подвели на следующий день: большинством голосов выбрали классицизм. Столько веков прошло, а законы гармонии, открытые в эпоху античности, до сих пор работают.
После подсчёта баллов рейтинг выглядит так: 1. Классицизм. 2. Модерн. 3. Триумф. 4. Современный стиль. 5. Конструктивизм. 6. Магно.