Любители "Формулы-1" погрузились в траур из-за гибели кумира, похороны в Бразилии посетило 3 млн человек.
При этом тесты, квалификация и Гран-при в Имоле могли стать роковыми сразу для 3 человек!
Первая смерть
В преддверии Гран-при Сан-Марино на тренировке чудом выжил соотечественник Сенны Рубенс Барикелло из Jordan. Он влетел в обочину на повороте, и машина, успев разогнаться до скорости 225 км/ч, совершила пируэт в воздухе, затем несколько раз перевернулась на земле. Рубенс был без сознания, зато живой.
А во время квалификации разбился немец Роланд Ратценбергер из Simtek. При разгоне на длинной прямой у него отлетело антикрыло, машина стала неуправляемой, и на скорости 315 км/ч болид врезался в бетон. Немец разбил голову и вскоре умер.
Сенна пришёл на место аварии и едва сдерживал слёзы... Но Гран-при отменять не стали, ведь на трассах "Ф-1" гонщики не умирали 12 лет!
Это стало возможным благодаря работе Сида Уоткинса.
Совет профессора
Нейрохирург из Лондона Сид Уоткинс пришёл в "Ф-1" в конце 70-х, когда безопасности уделяли минимум внимания (каждый год обычно погибал один пилот). Профессор создал систему быстрого медицинского реагирования. Работали бригады скорой на машинах, раненых доставляли в медучреждения на вертолёте (теперь вертушки были даже на тренировках). Сид также распорядился, чтобы рядом с трассами находились хорошо оборудованные медцентры. Поспособствовал улучшению безопасности и переход болидов с алюминиевых шасси на карбоновые.
Когда в аварию попал Ратценбергер, Уоткинс был возле него уже через 12 секунд. Раненого быстро доставили в отделение интенсивной терапии медцентра при автодроме, но опытные врачи и техника оказались бессильны.
Как пишет ВВС, Сенна плакал на плече Уоткинса, когда понял, что немца не спасти. И тот посоветовал ему уйти из гонок – они были друзьями.
Но чемпион отказался.
Опасения
В колонке для Welt am Sonntag Сенна отметил, что его машина "нервно реагирует на покрытие" в Имоле, и упомянул о "проблемах с подвеской". В "Ф-1" как раз ввели правила, согласно которым управление болидом становилось сложнее, так как убрали автоматические системы контроля тяги. То есть пилотов больше вовлекали в управление машинами. В ответ на эти изменения в интервью бразильским СМИ Сенна заявил, что "сезон будет с большим количеством аварий". А когда разбился немецкий гонщик, он сказал, что его "худшие опасения подтвердились".
У Айртона было новое авто, которое механики дорабатывали. Ранее пилот сменил McLaren, где выиграл все титулы, на Williams-Renault. Владелец его новой команды Фрэнк Уильямс платил ему по миллиону долларов за гонку. Первые два Гран-при сезона закончились неудачно, и Айртону обязательно надо было выигрывать в Имоле на машине, к которой он привыкал.
Гибель Сенны
Поначалу Гран-при шло неровно из-за аварии, так что первые шесть кругов гонщики осторожничали. А на седьмом разогнались – и Сенна был лидером, когда приближался к роковому повороту Tamburello. "Айртон выглядел нервно с первого круга, – цитирует участника гонки Михаэля Шумахера Sports Illustrated. – Я заметил, что ещё на 6-м круге его болид стал прижиматься к трассе хвостом. А на том самом повороте его машина вела себя нервно, он чуть не потерял тогда управление. И на следующем круге это произошло".
Сенна врезался в стену на скорости свыше 200 км/ч, от болида отскочили колёса, в разные стороны полетели запчасти. Шлем бразильца в районе визора проткнула подвеска, а отлетевшее колесо проломило череп. Сенне сделали трахеотомию – он не мог дышать. Уоткинс приподнял ему веки и по зрачкам определил, что у гонщика тяжелейшая черепно-мозговая травма. Пока Сенну перевозили в госпиталь, было решено продолжить гонку – она возобновилась через 37 минут (за это время у чемпиона дважды останавливалось сердце). Каждая из травм головы, которую получил 34-летний пилот, была смертельной...
Изменения
После трагедии в "Ф-1" появился Комитет по безопасности, а Сид Уоткинс стал его председателем. Конструкцию болидов стали улучшать, была проделана работа над противоаварийными ограждениями, улучшена конфигурация трасс. Эти работы не прекращаются и сейчас. За 30 лет, прошедших после событий в Имоле, француз Жюль Бьянки стал единственным гонщиком, который погиб на трассе (Гран-при Японии – 2014).
– Сейчас всё продумано до мелочей с точки зрения безопасности, – рассказывает Metro Наталья Фабричнова, эксперт в "Ф-1". – Пилотов защищает карбоновый монокок – место, где находится пилот. Это самая прочная часть машины. Если болид попадает в аварию, часто остаётся только монокок. Помогает гонщикам и система "ханс" – поддержка головы, не позволяющая сломать шею. А несколько лет назад ввели систему "нимб" – карбоновый полукруг над шлемом, защищает гонщика при перевороте машины, а также от любых крупных предметов (вроде отлетевших колёс).
Наталья отмечает, что бразилец невольно помог улучшить систему безопасности в "Ф-1", а его гибель стала колоссальной утратой:
– Сенна изменил "Формулу-1". До него это был спорт джентльменов, друзей. Айртон же был максимально дерзок во время гонок. Его называли Человек Дождя, потому что даже на мокрой трассе он показывал сумасшедшие результаты. А ещё судьба подарила ему достойного противника. Когда Сенна пришёл в "Ф-1", был один король, Алан Прост. Француз должен был стать его наставником-напарником, но Сенна не захотел быть на вторых ролях. У них часто были конфликты, на трассе они даже намеренно сталкивались друг с другом. Их соперничество недаром называют золотой эрой автоспорта. Феномен Сенны заключался в том, что он был исключительно талантлив на любой трассе, и у него не было авторитетов или запрещённых приёмов. Он хотел только одного – быть лучшим. И был им.
Факты об Айртоне Сенне
Родился 21 марта 1960 года в Сан-Паулу (Бразилия), в семье богатого землевладельца.
Уже в четыре года сел за руль автомобиля, под присмотром отца.
В 1981 году женился на подруге детства Лилиан, оба участвовали в автогонках. Но этот же спорт стал причиной расставания – Сенна не мог уделять жене много времени. После этого он часто заводил знакомства с девушками, но до свадьбы дело не доходило.
В 1982 году, во время гонки класса Formula Ford, Сенна ехал на машине, у которой практически отказали тормоза – но одержал победу.
Выступая в картинге, Сенна поначалу показывал плохие результаты на мокрых трассах. Тогда он решил тренироваться во время дождя – и вскоре ситуация изменилась.
Чтобы держать себя в форме, Сенна занимался водными лыжами, бегом, катался на квадроцикле. Обожал теннис, играл сам и посещал матчи турниров Большого шлема ("Ролан Гаррос" и "Уимблдон").
Сенна пришёл в "Ф-1" в 1984 году, с тех пор он пилотировал 13 разных автомобилей. Также у него было 10 напарников по командам. Среди них – чемпионы мира разных лет Алан Прост (1985, 1986, 1989, 1993), Мика Хаккинен (1998-1999), Деймон Хилл (1996).
В "Ф-1" Сенна выступал за 4 команды: Toleman (1984), Lotus (1985-1987) McLaren (1988-1993) и Williams (1994). При этом всегда мечтал быть частью легендарной Ferrari – и даже вёл с этой командой переговоры в 1994-м.
Айртон Сенна 3 раза был чемпионом "Ф-1" (1988, 1990 и 1991). Он выиграл 41 гонку и завоевал 65 поулов.