Макса Ферстаппена из Red Bull записали в величайшие. Он одержал наибольшее число побед за один чемпионат "Формулы-1" – 14, опередив Михаэля Шумахера (13) и Себастьяна Феттеля (13). Но в процентах голландец всё равно уступает великому итальянцу Альберто Аскари (Ferrari).
Гибель отца
Альберто рос в семье заядлого автомобилиста Антонио, выступавшего за Alfa Romeo. Владелец автомагазина приучал сына к высоким скоростям и смертельным опасностям, которыми были пресыщены гонки того времени. Антонио быстро прославился своей смелостью и тактикой, выигрывая один Гран-при за другим. Его прозвали Маэстро – за то, что во время пит-стопов он успевал перекусить.
1925-й начался для него триумфально, но 26 июля он погиб во время Гран-при Франции, находясь в лидерах. Аскари-старший не вписался в левый поворот (моросил дождь), задел ограждение с внутренней стороны – машина перевернулась, гонщик вылетел из неё, после чего был раздавлен колёсами своего же авто.
Аскари был ещё жив, скончавшись по пути в больницу. Гонку выиграл в итоге Робер Бенуа из Delage – получив цветы, он поехал на своём авто к месту аварии, чтобы возложить их в знак уважения к погибшему коллеге.
Альберто было всего семь, когда великого отца не стало... Позже он принял за правило – не выезжать на трассу 26-го числа. Лишь один раз изменил этому принципу – и тоже разбился. Мать словно предчувствовала такой исход, пытаясь отвадить сына от автогонок, но, как ни пыталась увлечь его учёбой, Аскари тянуло на автодром как магнитом.
Итальянец старался быть аккуратным на трассе, побеждать за счёт точности, не рисковать лишний раз. Он любил сразу выходить вперёд и никого не пропускать. Но и эта осторожная тактика не спасла его.
"Откосил" от мобилизации
Карьеру Аскари как автогонщика ненадолго прерывала Вторая мировая. Он мог отправиться на фронт, но придумал, как использовать дело отца себе во благо. Вместе с дядей разработал логистику доставки топлива для армии в Северную Африку, а вместо починки автомобилей занялся ремонтом военной техники. Так и "откосил" от мобилизации.
А ещё Аскари женился, у него появились дети – казалось, о гонках можно забыть. Но король Египта Фарук, который вкладывал много денег в различные статусные мероприятия (если не тратил их на еду, которая свела его в могилу, но это уже другая история), пригласил его на соревнования в дельте Нила. И вернул в гонки.
Аскари выступил успешно и понял, что мастерство никуда не делось, – и задумался о дальнейшей карьере.
Путь к Олимпу
Первое время Альберто пытался как-то себя проявить, но не получалось – все призы брала команда Alfa Romeo, за которую когда-то выступал его отец. Связи ему не помогали – в команду ставили кого угодно, даже механика, но только не сына Антонио. Тогда Альберто купил на деньги, вырученные от бизнеса отца, Maserati, но постоянные поломки не давали побеждать.
И лишь когда в 1948 году он выиграл Гран-при Сан-Ремо, а один из гонщиков Alfa Romeo погиб, последовало приглашение в бывшую команду отца – но продержался он там недолго.
В 1949 году Аскари разбился на Maserati – повредил рёбра, сломал лопатку, после чего окончательно отказался выступать на частной машине. Тогда его выручил Энцо Феррари, который решил рекламировать свой бренд в гонках, – и присмотрел блистательного Аскари, вспомнив, как "зажигал" на трассах его отец.
Но победа на чемпионате "Формулы-1" пришла не сразу, долгое время инженеры Ferrari пытались улучшать двигатель, чтобы хоть как-то бороться с Alfa Romeo (успехи пришли, когда перешли с полуторалитрового на двухлитровый мотор).
Золотой дубль
1952-й, год триумфа Аскари, совпал с уходом из гонок Alfa Romeo, которой перестало хватать денег на содержание чемпионской команды. А поскольку производителем машин в "Ф-1" осталась только Ferrari, было решено совместить чемпионаты "Формулы-1" и "Формулы-2".
Двигатель Ferrari не противоречил регламенту "Ф-2" – и легендарная машина поехала с ветерком!
Аскари пропустил первый зачётный этап в Швейцарии, чтобы как следует подготовиться к Гран-при в США, который проходил по другому техническому регламенту. Увы, у болида итальянца возникли технические проблемы, не позволившие ему показать высокий результат в Индианаполисе. Но, вернувшись в Европу, он выиграл все 6 оставшихся гонок, которые пошли в зачёт. Таким образом, из 8 этапов он выиграл 6 – это 75%, выше, чем у Макса Ферстаппена в текущем сезоне (при этом один этап Аскари пропустил, тогда как другой, в США, был неформатом).
В сезоне-1953 основным соперником Аскари стал пилот Maserati Хуан Мануэль Фанхио из Аргентины. Но пять побед итальянца не позволили Фанхио рассчитывать на чемпионский титул. По окончании сезона Аскари решил покинуть Ferrari, потому что Команданте Энцо поскупился назначить ему жалованье, достойное чемпиона.
Увы, больше формулическое "скудетто" Аскари не покорялось. Зато он остался единственным итальянцем в истории, который стал чемпионом, выступая за Ferrari.
По стопам отца
В "Формуле-1" середины прошлого века вполне нормальной была история, когда гонщики тестировали новые спорткары. 26 мая 1955 года Альберто изменил своему главному принципу, решив поучаствовать в тестах, несмотря на "запретное число". И ещё одному – он всегда выступал в одних и тех же перчатках и шлеме, а в этот раз согласился взять чужие. Ещё одна мистическая деталь – тогда ему было 36 лет. Столько же, сколько и его отцу, когда тот погиб.
Роковые события случились в Монце, в середине третьего круга, на повороте Vialone, который сейчас носит название итальянского гонщика. Альберто потерял управление спорткаром – его занесло, он перевернулся несколько раз. Аскари выбросило из кабины, как и Антонио, он лежал на трассе, не погибнув сразу. Как и отца, его повезли в машине скорой, но по пути в госпиталь он скончался из-за множественных переломов.
Главный соперник Аскари Фанхио после этого взял 5 титулов чемпиона мира – злопыхатели говорили, что если бы Аскари выжил, аргентинец не добился бы столь значительных успехов.
Аскари похоронили рядом с отцом – оба вошли в историю величайшими гонщиками, но им не повезло выступать во времена, когда безопасность гонок "Ф-1" была далека от идеала.
В 1992 году Альберто был торжественно введён в Международный зал славы автоспорта.
"Это были настоящие гладиаторы!"
– Все первопроходцы в "Формуле-1" были безумно смелыми, – рассказала Metro об Аскари телекомментатор гонок Наталья Фабричнова. – Каждый готов был погибнуть на трассе, не закончив гонку. Причём речь не о молодых людях, а о состоявшихся мужчинах. Гонки были для них хобби, при этом они понимали, что любовь к скорости, к зарождавшемуся спорту может плачевно для них закончиться. За Ferrari выступать было сложно вдвойне, потому что Энцо Феррари воспринимал пилотов лишь как средство достижения цели. Если пилот находил с ним общий язык, это уже о многом говорило. Приходилось быть бесстрашным и делать всё ради победы. Это были гладиаторы своего времени!
В те времена безопасность была на очень слабом уровне. Сейчас какую часть машины ни возьмёшь, всё продумано до мелочей – с точки зрения безопасности. Пилотов очень защищает карбоновый монокок – место, где находится пилот. Это самая прочная часть машины. Если болид попадает в аварию, часто остаётся один монокок. Колёса отлетают, задняя часть переламывается пополам, а монокок – остаётся. Помогает гонщикам и система "хант" – поддержка головы, не позволяющая гонщикам ломать шею. А несколько лет назад ввели систему "нимб" – карбоновый полукруг над шлемом, не дающий шинам травмировать пилота. Любые подобные нововведения многими воспринимаются в штыки, потому что пилотов всё ещё рассматривают как гладиаторов – но они реально спасают жизни! У Аскари всего этого не было...
Читайте также: