– Рукопашные бои на Масленицу, с одной стороны, воспитывали воинов, способных держать удар, а с другой – приносили много травм и увечий молодым людям, – говорит заведующая отделом Музея истории Москвы Ирина Карпачева.
Участие в боях "на кулачках" считалось делом чести каждого мужчины. Особо приветствовались поединки "один на один", когда предстояло сразиться с самым сильным и ловким соперником.
– Интересно, что профессиональный воин-дружинник не мог биться с крестьянином. Это было нечестно. Команды составлялись по-разному: холостые против женатых, правый берег Москвы-реки дрался с левым, Замоскворечье – с Китай-городом, фабрика на фабрику.
Место для битвы выбирали заранее. Оно должно было быть гладким и просторным. Идеально подходила заледеневшая, заснеженная Москва-река, с высоких берегов которой и публике было лучше видно ход сражения. Самыми популярными были места под Симоновым монастырём, а также у Новодевичьего монастыря и Воробьёвых гор.
– Назначали час, выбирали "зачинщиков" и даже звали музыкантов – гармонистов. Так что выражение "порвали два баяна", вполне вероятно, от этих забав и пошло, – поясняет Ирина Анатольевна.
Масленичный четверг – "Разгуляй" – был очень удобным для массового рукоприкладства. Ведь в среду у "тёщи на блинах" неприлично с синяками за столом сидеть, а уж потом...
В мартовском номере газеты "Ведомости" от 1722 года сохранилось свидетельство о том, что к кулачным боям и масленичным гуляньям проявил интерес сам государь император Пётр Алексеевич. Он, как писал безымянный репортёр, лично принял участие в народных гуляньях и кулачных боях в Москве.
– В газете писали, что царь с удовольствием поедал блины, не забывая и о любимой анисовой водочке, – продолжает Ирина Анатольевна. – Пётр Первый принял участие в маскараде. От нынешнего метро "Сокол" и до Кремля он "проплыл" на огромном корабле с мачтами и пушками, который едва сдвинули с места 16 лошадей. А вот подробности участия в кулачных боях императора автор заметки не описал.
Неписаные правила были простыми: лежачих не бить, кастеты, гири, ножи не применять, драться до первой крови. Но их часто не соблюдали.
– Да, нередко исход этих боёв был плачевным, – продолжает Ирина Карпачева. – На рассвете, уже после драки, жёны искали мужей, не вернувшихся домой.
Уже в XVII веке священники в городских церквях провозглашали эти сходки "богомерзкой забавой" и даже существовал запрет отпевать убитых в таких драках.
Одной из первых неудачных попыток взять кулачные бои под контроль государства стал именной указ императрицы Екатерины I в 1726 году, по которому проведение таких соревнований должно было согласовываться с полицмейстерской канцелярией. Тогда же были узаконены и правила: запрещалось использование камней и кастетов. А в Указе Петра II от 1727 года официально запрещалось ещё и бить лежачего. Однако менее кровавыми кулачные бои так и не стали.
Дочка Петра – императрица Елизавета Петровна, ужаснувшись кровавыми поединками в Санкт-Петербурге и Москве, а эти две столицы были самыми активными по части «мордобития», особенно по праздникам и воскресным дням, настрочила несколько указов-распоряжений о прекращении подобных безобразий. В 1743 году даже у трактиров и кабаков расклеили Указ Сената "О запрещении продавать в кабаках вино во время крестных ходов и литургии в монастырях и приходских церквах и о непозволении кулачных боев". Ничего не подействовало. Мужики дрались!
В особом Указе Императора Николая I 1832 года, читаем : "Кулачные бои, как забавы вредные,— вовсе запрещаются". Участники наказывались за "нарушение общественной тишины и порядка". И тоже напрасно. Мужики дрались!
– "Москва бьет с носка" – теперь это известная поговорка, – продолжает Ирина Анатольевна. – Легенда рассказывает о якобы чисто московском приеме в драке, когда носком ноги подбивается нога противника, и тот падает на спину. В первой половине XVIII века многие питейные заведения города украшали свои нехитрые интерьеры лубочными картинками. Этот обычай подхватят позже городские трактиры. Одна картинка-лубок называлась "Удалые молодцы славные борцы". Сюжет, изображенный неизвестным автором очень прост: мужичок в крестьянской рубахе бьется с солдатом.
Именно этот прием описан в известной в XVIII веке песне-былине "Мастрюк Темрюкович", которая вошла в первый рукописный сборник песен и былин, составленный Киршею Даниловичем. Сюжет былины возвращает во времена царя Ивана Грозного, к реальной истории женитьбы царя на дочери кабардинского князя Темрюка. У новой невесты царя был родной брат Мастрюк, который действительно гостил в Москве. В песне Мастрюк пугает государя захватом города и вызывает на бой московских мужиков. Против него вышли Потанька и Мишка Борисовичи. Наши победили! Посидят в кабаке мужички выпьют, былин послушают, лубком вдохновятся и в драку. И Указ им не указ.
Интересно, что при проводах зимы 1900 года на Москве-реке столкнулись конкуренты. В последнюю Масленицу уходившего столетия, устроили кулачный бой "стенка на стенку" приказчики Гостиного двора на Ильинке с приказчиками-щеголями из Верхних торговых рядов на Красной площади (ныне ГУМ).
Договорились "столкнуться" в четверг, на берегу Москва-реки, недалеко от нынешнего Васильевского спуска. Как не протестовали хозяева магазинов, в которых работали молодцы, а пришлось уступить. Да и посоревноваться была охота. К сожалению, история умалчивает о том, кто же выиграл в той схватке, и как на следующий день стояли за прилавками «подбитые с синяками» бойцы, а в полицейских протоколах сохранились сведения о шести убитых "на реке".
Причем один был разрезан ножом, а это категорически отвергалось в тех кулачных поединках, велось следствие. В начале ХХ столетия, в центре и на городских окраинах, в воскресные или праздничные дни, фабричные мужики часто сходились на бои.
– Полиция следила за ситуациями, принимала меры, но тщетно. Газета «Московский листок от 1 февраля 1900 года опубликовала небольшую заметку: "Любители кулачного боя": 30 января, в 5-м часу вечера, на реке Москве, напротив Храма Христа Спасителя, собралась большая толпа народа, которая разделившись на два лагеря или "стенки" начала устраивать, как бывало в старину, кулачный бой, но явился городовой, и бойцы разбежались, причем четверо из них были задержаны и отправлены в участок».И только после революции 1917 года кулачные бои постепенно перестали существовать.
Уже в XIX веке участников масленичных драк, виновных в увечьях или гибели соперников, судили и отправляли в тюрьму.
Милиция в первые годы советской власти быстро пресекла всё это. Некогда грозные и опасные бои превратились в мальчишеские потасовки, – резюмировала Ирина Карпачева. – "До первой крови" будут биться московские пацаны на послевоенных пустырях в 1950–60-е годы – "тверские»"против "арбатских", "пресненские" против "ваганьковских". Но к Масленице это уже не будет иметь никакого отношения.