Каменная глазунья, золотая пицца и стеклянный пирог просятся на стол

На выставке "Волшебные сказки" непрофессиональные художники поразили публику искусством мозаики
Каменная глазунья, золотая пицца и стеклянный пирог просятся на стол
Предоставлено организаторами
Коллектив авторов. "Скатерть-самобранка". Куратор Ксения Вардоиани.

Заяц с уткой, яйцом и иглой, в которой заключена смерть Кощея Бессмертного, Жар-птица, Хозяйка Медной горы и даже целый стол, на котором красуются разнообразные блюда – всё это мастерски выполнено из кусочков мозаики. 40 художников-мозаичистов целый год создавали свои работы, чтобы теперь показать их на выставке "Волшебные сказки" в Центре творческих индустрий "Фабрика". Причём интересно, что большинство из них не имеют художественного образования, все они люди разных профессий. 

В мозаичное дело их заманила Карина Фазылбаева – основательница школы мозаики "Фавока". Название школы – это аббревиатура из имени, отчества и фамилии художницы. Сразу после окончания института она работала в мозаичных мастерских, и так полюбила эту технику, что спустя девять лет практики, в 2018 году, вместе с мужем открыла школу мозаики, где к работе с разноцветными кусочками стекла и камня может приобщиться любой желающий.

Альвина Рябинина, художник-преподаватель. "Рыба-кит". Смальта, камень, галька, земеевик, керамика, ракушки.
Предоставлено организаторами
Альвина Рябинина, художник-преподаватель. "Рыба-кит". Смальта, камень, галька, земеевик, керамика, ракушки.

– В нашей школе мы преподаём различные техники мозаики, начиная с классической римской и заканчивая современной из стекла, смальты и натуральных камней, а также постоянно экспериментируем, – рассказывает Карина. – Выставочный проект “Волшебные сказки” так и задумывался, чтобы участники пробовали новые сочетания материалов, вышли за пределы двухмерных мозаик и начали работать с объёмом и фактурой.

Под последним имеются в виду лежащие на мозаичном столе такие же мозаичные кусочки пиццы, торт, ягодный пирог, глазунья и даже суши. Из большого горшка вытекает переливающийся золотым блеском мёд. Всё это хоть и явно несъедобно, но выглядит очень аппетитно. 

Коллектив авторов. "Скатерть-самобранка". Куратор Ксения Вардоиани.
Предоставлено организаторами
Коллектив авторов. "Скатерть-самобранка". Куратор Ксения Вардоиани.

Сначала в "Фавоке" пошагово обучают технике мозаики, а после прохождения обучающего курса приступают к более сложным проектам. 

– Мозаика – очень практичная технология, которая позволяет делать не только картины, но и декорировать предметы интерьера, например мозаичные столешницы и подносы, а также украсить стену в холле, – рассказывает Карина. 

На выставке "Волшебные сказки", правда, практичных предметов нет – только чисто художественные объекты, которые заметно радовали своих авторов в процессе изготовления и теперь восхищают тех, кто пришёл на них посмотреть.

Специально для Metro художники рассказали о своих работах и сказках, которые их вдохновили.

Ирина Богомаз, госслужащая. "Щелкунчик" 

Витражное стекло, керамика

Ирина Богомаз. “Щелкунчик”.
Предоставлено организаторами
Ирина Богомаз. “Щелкунчик”.

"Выбор сюжета для участия в проекте сомнений не вызывал. Только "Щелкунчик"! Знакомый с детской музыкальной школы и мультфильма. В своей мозаичной работе я использовала яркое витражное стекло, мозаичную плитку и фарфор (техника тренкадис). Фарфоровые тарелки для моей работы принёс один из учеников студии "Фавока", а тарелки не простые, а произведённые ещё в ГДР и Люксембурге. Работа получилась яркой, новогодней – у меня сложилась традиция посещать балет "Щелкунчик" в праздничные новогодние каникулы".

Алина Туряница, историк театра. "Хозяйка медной горы" 

Витражное стекло, смальта, полудрагоценные камни

Алина Туряница. "Хозяйка медной горы".
Предоставлено организаторами
Алина Туряница. "Хозяйка медной горы".

"Я выбрала этот образ, потому что мне хотелось, чтобы сюжет и материалы дополняли друг друга, чтобы сюжет "обосновывал" мозаичную технику. Помимо стекла в работе использовано множество минералов: халькопирит, амазонит, яшма, опалы, кианит, аммониты и многое другое. А подол, выполненный из стекла, напоминающего срез агата — это мой отдельный повод для гордости. 

Легендарная хозяйка гор в моей трактовке не должна быть похожа на человека, её сила сродни силе природы. Я использовала для картона изображение, созданное не человеком, а нейросетью. Когда мы смотрим на изображения, сгенерированные нейронками, то испытываем на себе "эффект зловещей долины". Наш мозг считывает какие-то сигналы, которые заставляют его бить тревогу: "что-то тут не то!", и мы начинаем ощущать дискомфорт. Это, как мне кажется, именно тот спектр эмоций, который почувствует человек, столкнувшись с таким иномирным существом, как Хозяйка Медной горы".

Александра Юфанова, учитель биологии и химии. "Страж"

Смальта, стекло

Александра Юфанова. "Страж".
Предоставлено организаторами
Александра Юфанова. "Страж".

"Лес – это всегда что-то таинственное и манящее, целый мир со своими законами и смыслами, где каждое живое существо является частью чего-то большего. Лишь самый внимательный разглядит "сокровища", которые прячутся под корягами, снуют меж ветвей, маскируются, прикидываясь цветком или камнем. Но будь осторожен, ибо здесь не любят чужаков! Лесные хранители не прощают вероломства в своих владениях. Будь уважителен к каждой травинке, грибу или паучку, не сходи с тропы, и ты получишь уникальный шанс совершить незабываемую прогулку".

Ирина Мадалинская, юрист и художник. "Око Вселенной"

Смешанная техника, мозаика на объёме, стекло, смальта, стразы

Ирина Мадалинская. "Око Вселенной".
Предоставлено организаторами
Ирина Мадалинская. "Око Вселенной".

"Это мои размышления о космосе, о бесконечности Вселенной, об эволюции миров и поглощении их чёрными дырами, о невидимом нашим глазом тонком мире, о взаимосвязи духовного и материального, и о том, что за всеми нами присматривают высшие силы. Кроме того, обмен энергией происходит через глаза, поэтому глазу в работе придается основное значение".

Юлия Королёва, работник Центробанка. "Матрёшка движения к цели"

Смальта, стекло, перламутровая плитка

Юлия Королёва. "Матрёшка движения к цели".
Предоставлено организаторами
Юлия Королёва. "Матрёшка движения к цели".

"В очаровательной сказке "Царевна-лягушка" главный герой Иван выходит победителем в битве с грозным Кощеем. Этот триумф можно объяснить решимостью Ивана, его чистым сердцем и помощью, которую он получает от волшебных существ, с которыми сталкивается на своём пути. Сказка показывает, что всего можно достичь, несмотря на препятствия и трудности".

Ирина Локтева, пенсионер. "Жар-птица"

Смальта, стекло

Ирина Локтева. "Жар-птица".
Предоставлено организаторами
Ирина Локтева. "Жар-птица".

"Что общего у Жар-птицы, папоротника и дуба? Жар-птица — это олицетворение Бога Перуна, повелителя грома и молний. В легендах древних славян говорится, что пение этой птицы, да и сама птица и даже её перо, исцеляет от болезней, приносит невероятную удачу. Отсюда и пошло: "Поймать удачу за хвост". Жар-птица также символизирует смену дня и ночи, а снесённые ею чёрные и белые яйца — день и ночь. В славянской культуре дуб — "Древо Перуна", а папоротник — "Перунов цвет". Молнии поражают дубы гораздо чаще, чем другие деревья, поскольку они более проводимые благодаря большому содержанию влаги. Листья папоротника похожи по форме на перья, а само имя "Перун" происходит от слова " перо". 

Елена Козлова, архивист. Сказка о рыбаке и рыбке” 

Смальта

Елена Козлова. "Сказка о рыбаке и рыбке”.
Предоставлено организаторами
Елена Козлова. "Сказка о рыбаке и рыбке”.

"Ковёр с изображением сюжета из "Сказки о рыбаке и рыбке" Пушкина, вышитый крестиком бабушкой, висел над моей детской кроваткой. Это одно из моих ранних воспоминаний детства. Затем ковёр долго, более полувека, хранился в чемодане, а сейчас украшает одну из стен на даче как старинный гобелен. Я попыталась вдохнуть вторую жизнь в бабушкин ковёр и рисунок, когда-то выполненный крестиком, воплотить в другом материале – смальте. Пусть каждый, увидев мою работу, загадает своё желание золотой рыбке".