Заяц с уткой, яйцом и иглой, в которой заключена смерть Кощея Бессмертного, Жар-птица, Хозяйка Медной горы и даже целый стол, на котором красуются разнообразные блюда – всё это мастерски выполнено из кусочков мозаики. 40 художников-мозаичистов целый год создавали свои работы, чтобы теперь показать их на выставке "Волшебные сказки" в Центре творческих индустрий "Фабрика". Причём интересно, что большинство из них не имеют художественного образования, все они люди разных профессий.
В мозаичное дело их заманила Карина Фазылбаева – основательница школы мозаики "Фавока". Название школы – это аббревиатура из имени, отчества и фамилии художницы. Сразу после окончания института она работала в мозаичных мастерских, и так полюбила эту технику, что спустя девять лет практики, в 2018 году, вместе с мужем открыла школу мозаики, где к работе с разноцветными кусочками стекла и камня может приобщиться любой желающий.
– В нашей школе мы преподаём различные техники мозаики, начиная с классической римской и заканчивая современной из стекла, смальты и натуральных камней, а также постоянно экспериментируем, – рассказывает Карина. – Выставочный проект “Волшебные сказки” так и задумывался, чтобы участники пробовали новые сочетания материалов, вышли за пределы двухмерных мозаик и начали работать с объёмом и фактурой.
Под последним имеются в виду лежащие на мозаичном столе такие же мозаичные кусочки пиццы, торт, ягодный пирог, глазунья и даже суши. Из большого горшка вытекает переливающийся золотым блеском мёд. Всё это хоть и явно несъедобно, но выглядит очень аппетитно.
Сначала в "Фавоке" пошагово обучают технике мозаики, а после прохождения обучающего курса приступают к более сложным проектам.
– Мозаика – очень практичная технология, которая позволяет делать не только картины, но и декорировать предметы интерьера, например мозаичные столешницы и подносы, а также украсить стену в холле, – рассказывает Карина.
На выставке "Волшебные сказки", правда, практичных предметов нет – только чисто художественные объекты, которые заметно радовали своих авторов в процессе изготовления и теперь восхищают тех, кто пришёл на них посмотреть.
Специально для Metro художники рассказали о своих работах и сказках, которые их вдохновили.
Ирина Богомаз, госслужащая. "Щелкунчик"
Витражное стекло, керамика
"Выбор сюжета для участия в проекте сомнений не вызывал. Только "Щелкунчик"! Знакомый с детской музыкальной школы и мультфильма. В своей мозаичной работе я использовала яркое витражное стекло, мозаичную плитку и фарфор (техника тренкадис). Фарфоровые тарелки для моей работы принёс один из учеников студии "Фавока", а тарелки не простые, а произведённые ещё в ГДР и Люксембурге. Работа получилась яркой, новогодней – у меня сложилась традиция посещать балет "Щелкунчик" в праздничные новогодние каникулы".
Алина Туряница, историк театра. "Хозяйка медной горы"
Витражное стекло, смальта, полудрагоценные камни
"Я выбрала этот образ, потому что мне хотелось, чтобы сюжет и материалы дополняли друг друга, чтобы сюжет "обосновывал" мозаичную технику. Помимо стекла в работе использовано множество минералов: халькопирит, амазонит, яшма, опалы, кианит, аммониты и многое другое. А подол, выполненный из стекла, напоминающего срез агата — это мой отдельный повод для гордости.
Легендарная хозяйка гор в моей трактовке не должна быть похожа на человека, её сила сродни силе природы. Я использовала для картона изображение, созданное не человеком, а нейросетью. Когда мы смотрим на изображения, сгенерированные нейронками, то испытываем на себе "эффект зловещей долины". Наш мозг считывает какие-то сигналы, которые заставляют его бить тревогу: "что-то тут не то!", и мы начинаем ощущать дискомфорт. Это, как мне кажется, именно тот спектр эмоций, который почувствует человек, столкнувшись с таким иномирным существом, как Хозяйка Медной горы".
Александра Юфанова, учитель биологии и химии. "Страж"
Смальта, стекло
"Лес – это всегда что-то таинственное и манящее, целый мир со своими законами и смыслами, где каждое живое существо является частью чего-то большего. Лишь самый внимательный разглядит "сокровища", которые прячутся под корягами, снуют меж ветвей, маскируются, прикидываясь цветком или камнем. Но будь осторожен, ибо здесь не любят чужаков! Лесные хранители не прощают вероломства в своих владениях. Будь уважителен к каждой травинке, грибу или паучку, не сходи с тропы, и ты получишь уникальный шанс совершить незабываемую прогулку".
Ирина Мадалинская, юрист и художник. "Око Вселенной"
Смешанная техника, мозаика на объёме, стекло, смальта, стразы
"Это мои размышления о космосе, о бесконечности Вселенной, об эволюции миров и поглощении их чёрными дырами, о невидимом нашим глазом тонком мире, о взаимосвязи духовного и материального, и о том, что за всеми нами присматривают высшие силы. Кроме того, обмен энергией происходит через глаза, поэтому глазу в работе придается основное значение".
Юлия Королёва, работник Центробанка. "Матрёшка движения к цели"
Смальта, стекло, перламутровая плитка
"В очаровательной сказке "Царевна-лягушка" главный герой Иван выходит победителем в битве с грозным Кощеем. Этот триумф можно объяснить решимостью Ивана, его чистым сердцем и помощью, которую он получает от волшебных существ, с которыми сталкивается на своём пути. Сказка показывает, что всего можно достичь, несмотря на препятствия и трудности".
Ирина Локтева, пенсионер. "Жар-птица"
Смальта, стекло
"Что общего у Жар-птицы, папоротника и дуба? Жар-птица — это олицетворение Бога Перуна, повелителя грома и молний. В легендах древних славян говорится, что пение этой птицы, да и сама птица и даже её перо, исцеляет от болезней, приносит невероятную удачу. Отсюда и пошло: "Поймать удачу за хвост". Жар-птица также символизирует смену дня и ночи, а снесённые ею чёрные и белые яйца — день и ночь. В славянской культуре дуб — "Древо Перуна", а папоротник — "Перунов цвет". Молнии поражают дубы гораздо чаще, чем другие деревья, поскольку они более проводимые благодаря большому содержанию влаги. Листья папоротника похожи по форме на перья, а само имя "Перун" происходит от слова " перо".
Елена Козлова, архивист. Сказка о рыбаке и рыбке”
Смальта
"Ковёр с изображением сюжета из "Сказки о рыбаке и рыбке" Пушкина, вышитый крестиком бабушкой, висел над моей детской кроваткой. Это одно из моих ранних воспоминаний детства. Затем ковёр долго, более полувека, хранился в чемодане, а сейчас украшает одну из стен на даче как старинный гобелен. Я попыталась вдохнуть вторую жизнь в бабушкин ковёр и рисунок, когда-то выполненный крестиком, воплотить в другом материале – смальте. Пусть каждый, увидев мою работу, загадает своё желание золотой рыбке".