
Выставка "Метро Москвы в годы войны" открыта в 30 центрах госуслуг, а также доступна в онлайн-формате на сайте Главархива. Metro ознакомилось с экспонатами (архивными фото, документами и воспоминаниями очевидцев) и выяснило, почему станцию "Маяковская" сравнивали с театром, а "Курскую" — с библиотекой.
Роды под землёй

Авианалёты начались почти сразу после вторжения немецких войск. Метро немедленно стали использовать как бомбоубежище. За первые сутки налётов на станции "Маяковская" укрылись 50 тысяч человек, на "Курской" и "Площади Революции" — по 40 тысяч. Всего же в 1941 году метро приютило на время 13,9 миллиона (!) человек. Люди располагались на платформах и в тоннелях — на специальных настилах между рельсами.
В метро находились пункты медицинской помощи. Здесь размещали больных и принимали роды. Под землёй появилось на свет 217 малышей. Молодые мамы с новорождёнными находились в специальных зонах с детскими кроватками.
Мысли о Толстом

В метро пускали не только во время авианалётов. Здесь запросто можно было переночевать, а днём в подземном городе бурлила жизнь. Для школьников организовывали занятия и проводили игры. Те, кто постарше, могли посетить подземные кинопоказы и выступления артистов. Станция "Курская" и вовсе превратилась в читальню.
Сюда перевозили книги из Государственной публичной исторической библиотеки РСФСР. Интересно, что самой популярной была книга о другой Отечественной — "Война и мир" Льва Толстого. В декабре 1941 "Курскую" посетило более тысячи читателей.
Подвиг женщин

Во время Великой Отечественной в Советском Союзе заморозили почти все большие стройки. Исключением стали лишь стратегические объекты, среди которых был Московский метрополитен. За годы ВОВ построили семь станций. Многие мужчины-метростроевцы отправились на войну. Более 30% работников метрополитена сразу ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение. Поэтому женщины проделывали тяжелейшую работу: рыли котлованы, работали молотками, таскали вёдра с бетоном.
Кабинет Сталина

7 ноября 1941-го, несмотря на тяжёлое положение, было решено отмечать торжественно. В годовщину Октябрьской революции состоялся парад на Красной площади. А за день до него на "Маяковской" прошло торжественное совещание, которое вёл сам Иосиф Сталин. Позже начальник станции вспоминал, что в тот день "Маяковская" выглядела как театр: была установлена сцена с микрофоном и репродукторами, зрительские места, а помимо обычного освещения горели яркие прожектора.
Кстати, под землю в первые месяцы войны переехал Генштаб. Он располагался на станции "Кировская" (сейчас "Чистые пруды"), которую закрыли для пассажиров. Рабочие кабинеты Сталина и начальника Генштаба Бориса Шапошникова находились в подплатформенных помещениях станции со стороны первого пути.
Важные даты
апрель 1941-го
Уже за несколько месяцев до нападения гитлеровцев Совнарком постановил приспособить метро под массовое убежище.
ночь с 21 на 22 июля 1941-го
Метрополитен был впервые использован как бомбоубежище. Такой статус он сохранял почти до конца войны.
16 октября 1941-го
Единственный день в истории московской подземки, когда она закрыла двери. Тогда фронт вплотную приблизился к Москве.
8 марта 1942-го
В путь отправился первый "женский" поезд. Многие мужчины-машинисты ушли на фронт, и их место в кабине заняли прекрасные дамы.
20 ноября 1943-го
Были открыты для пассажиров две первые станции метро, построенные в годы войны, — "Павелецкая" и "Новокузнецкая".