
Непридуманными историями с Metro поделился историк пилотируемой космонавтики, сын легендарного конструктора Валентина Глушко – Александр.
Юрин Гагарин пережил оккупацию
Война застала семью Гагариных в деревне Клушино. В их доме поселился немец Альберт, которого за жестокость прозвали "чёрт". Юра, его брат Борис с мамой и папой ютились в вырытой отцом землянке.
Юра с товарищем, чтобы выжить, воровали картошку из сарая, где хранили еду немцы. В один из дней они послали Бориса подразнить Альберта, чтобы тот ушёл из сарая. Сначала всё шло по плану – "чёрт" погнался за Борей, ребята взяли картошку. "Но тут я услышал хрип и увидел, как немец тащит Бориса, – рассказывал Юрий Гагарин Валентину Глушко. – "Беги за мамой!" – крикнул я товарищу, а сам помчался к брату. Фельдфебель уже дотащил его до дерева и повесил на шарфе".
Юра с разбегу ударил немца головой в живот, тот упал, попытался встать, но мальчик вцепился зубами в ногу выше сапога. "Краем глаза я видел, как прибежала мама и сняла Бориса, – вспоминал Юрий Гагарин. – Во рту появился привкус крови. Немец орал и драл меня за волосы, но зубы я не разжимал. Он ударил меня чем-то по голове, и я потерял сознание… Потом я узнал, что откусил немцу кусок от ноги."
Перед тем как уйти из Клушино, немцы начали всё минировать. Юра с товарищами отследил места, где поставлены мины, а его отец передал сведения советским разведчикам.
Георгий Береговой – старший сержант, в конце войны – гвардии капитан
Единственный из космонавтов Герой Советского Союза, получивший это звание за многочисленные вылеты на самолёте Ил-2.

"Однажды его самолёт подбили, но не попытаться спасти раненую машину он не мог, – рассказывает Александр Глушко. – Георгий Тимофеевич мне рассказывал, что от отчаяния стал разговаривать со своим самолётом: "Ты же советская машина, тебя строило столько людей, строили для того, чтобы ты вместе со мной била фашистов, а ты позволяешь себе так себя вести. Как же тебе не стыдно!" А когда удалось посадить Ил-2, Береговой обнял свою машину и поблагодарил".
Константин Феоктистов – доброволец, разведчик
После сдачи половины Воронежа разведчик Феоктистов ходил в захваченную часть города, ему было всего 16 лет. Однажды его заметил патруль.

"Офицер СС схватил меня и, называя партизаном, повёл в ближайший двор, – рассказывал впоследствии космонавт Александру Глушко. – Он остановился на краю глубокой ямы, видимо – воронки. Достал пистолет и стал махать перед моим лицом. А мне вдруг стало смешно, и я засмеялся. Он вздрогнул и машинально нажал на курок. Прогремел выстрел, и я упал. Немец ушёл, а я пролежал в яме до темноты и потом вернулся к своим. Оказалось, пуля прошла через челюсть и шею навылет".
Георгий Добровольский – связной подполья в Одессе
В 1941 году 13-летний школьник остался в оккупированной Одессе и стал наблюдателем. Собранные сведения передавал подпольщику со странным именем Алексёнок. Сначала в лапы румын попал он, а потом и Добровольский.

"На допросах били… Сложно было… – приводит его воспоминания Александр Глушко. – Я знал, что Алексёнка расстреляли, а потому я смело врал, что он гонял меня за пивом. Ну меня и прописали за самый цимес в газете, что стенка за меня соскучилась".
Но за день до расстрела местный полицай вывел подростка из камеры и отпустил. Судя по всему, ему заплатили друзья-подпольщики.
Павел Беляев во время войны был младшим лейтенантом
Павлу Беляеву с немцами воевать не довелось – его послали сражаться с японцами в самом финале Второй мировой.

В беседах с Валентином Глушко он в красках описывал первый вылет. Сначала была команда прикрывать с воздуха наступающие войска, но перед самым взлётом на поле прибежал сержант с пакетом. В нём был рисунок самолёта, который нужно сбить, – истребителя командира японской группы. Только Беляев вновь завёл мотор – опять прибежал сержант с пакетом.
"Я развернул его и прочитал: «Противник испугался. Выполнять первую задачу – прикрытие наших частей".
Павел Беляев за время службы совершил более 100 боевых вылетов. Кроме боевых наград, получил медаль "За доблестный труд в Ве- ликой Отечественной войне 1941–1945 гг." – за работу на заводе в 1942–1943 гг.
Сергей Анохин во время войны был старшим лейтенантом
На фронте командовал сначала планерной группой, а затем лётным отрядом.

"Он был большим любителем влезть в опасную историю, – вспоминала в беседе с Александром Глушко вдова Анохина Маргарита. – Однажды он ночью на планере доставлял десант в тыл врага. Сели прямо среди немецких частей на краю обрыва. Анохин приказал десанту покинуть борт через хвост. "Крайний" десантник толкнул его в пропасть. Пилот потянул ручку на себя, планер перешёл в горизонтальный полёт и отправился к своим".
После войны Анохин готовился к полёту на Луну, но в космос так и не слетал.