Каким был интим на Руси: секс вслепую, мёд на половых органах, 900 рабынь князя

Думаете, раньше жили исключительно по Домострою? Автор книги "Интимная Русь" (18+) Наталья Серёгина рассказала Metro, что нашим предкам ничто людское было не чуждо
Каким был интим на Руси: секс вслепую, мёд на половых органах, 900 рабынь князя
кадр из фильма "Морозко" (1964 год)
На Руси Марфуша, а не Настенька считалась бы первой красавицей

Из письменных источников и этнографических экспедиций автор выяснила, что стереотипное представление о любовных отношениях на Руси далеко от реальности. 

Живот – модно!

Миф: идеал женской красоты – Настенька.  

— Абсолютно не Настенька. Иностранцы-путешественники часто писали, что русские женщины очень красивы, но портят себя тоннами косметики: так выбеливают лица, как будто мельник рядом с ними муку из мешка высыпал, чертят крупные красные круги на щеках, брови у них ярко-чёрные, чернят зубы и даже белки глаз... Вот такая страшная красота. У мужчин были свои стандарты: чем ноги толще, чем он дороднее, тем солиднее и красивее. Ещё ценился большой живот, который выделяли поясом.

Что за самокрутки

Миф: на Руси не похищали невест как на Кавказе.

— У вятичей и радимичей существовал обряд умыкания. Но в основном это делалось по предварительному сговору. В документах тех лет даже были предусмотрены штрафы за похищение невест без их согласия. 

Ещё существовала традиция самокруток. Когда родители были против брака детей, те сбегали. Даже если крестьянин бежал с дочерью своего господина и в течение суток их не нашли, они имели право пожениться. Во время одной из этнографических экспедиций бабушка нам рассказывала, что самокрутки были распространены вплоть до XIX века. Она говорила, что ещё её мама так сбежала с отцом.

Попал на гаски

Миф: в семье не отклонялись от предписаний Домостроя.

— Что касается Домостроя, его положения были заимствованы из Византии. Существовала концепция "Москва — третий Рим", и мы всё перенимали оттуда. У нас другая любовная традиция. И если высшие слои пыталась жить по новой моде, то большая часть населения о Домострое даже не слышала. Поражает, насколько свободны были тогда отношения. Например, в середине XVI века иностранец Лактанций Рокколини описал игру, которая называлась гаски. Это было так: в один момент гасили свет (отсюда и гаски) — и каждый, мужчина, который дотягивался до соседки, вступал с ней в отношения. Потом зажигали лучину и начинались танцы.

900 наложниц

Миф: на Руси не было гаремов.

— Самый большой гарем до принятия христианства имел князь Владимир. Об этом пишет наш первый летописец Нестор. Это был гарем в классическом понимании, то есть у него в трёх резиденциях жило по 200-300 наложниц, а ещё было пять законных жён. Но тут надо сделать скидку на то, что Нестор жил полтора столетия спустя и пытался показать, что князь Владимир сначала был немножечко нехороший человек, а потом принял христианство и исправился. 

Владимир Святославич, великий князь Киевский, миниатюра из книги 1672 года
@РИА "Новости"
Владимир Святославич, великий князь Киевский, миниатюра из книги 1672 года

Хотя церковь отчаянно боролась с многожёнством, оно было распространено. Только выглядело это совсем не так, как в Османской империи или, например, в знаменитом сериале "Великолепный век". У мужчин было несколько жён, которые жили в разных домах. При этом каждая жена и её дети могли в равной степени претендовать на власть или наследство.

Мёд для приворота

Миф: колдовство и привороты не применялись во времена христианства.

— Гадания и привороты существовали тысячи лет, и церковь никак не могла повлиять на это. Зачастую в приворотах использовались предметы, напоминающие половые органы, например раковины. Также для ворожбы женщина могла помазать себя мёдом, который считался сильным афродизиаком, собрать угощение и предложить человеку, который ей нравится. Много приворотов делалось со слюной, по́том, а иногда даже кровью ворожившей.

Феминизм XI века

Миф: женщина была рабыней мужа и полностью бесправна.

— Изучая берестяные грамоты, можно прийти к выводу, что в семье были более сложные отношения. Женщины отдавали мужу приказы, вели хозяйственные дела, у них была своя собственность.

Многие вспоминают княгиню Ольгу, но я приведу другой пример. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия была отдана замуж под именем Альдегейда за императора Священной Римской империи Генриха, который её сильно ревновал. Подсылал ухажёров, которые должны были её соблазнить, хотел заставить её заниматься любовью на глазах слуг и собственного сына, но она сбежала. И не побоялась рассказать об этом его врагам, после чего Генриха лишили титула, а Евпраксия вернулась на родину и ушла в монастырь. Таким образом, она почти на тысячелетие опередила движение #MeToo.

Наталья Серёгина, автор книги "Интимная Русь"

Наталья Серёгина
из личного архива
Наталья Серёгина

Почему такая тема? 

— Мы с моим соавтором Надеждой Адамович давно задумывались, что история в учебниках далека от простых людей. 90% политика, интриги, борьба за престол... Большинство жило другим — тем же, чем и сегодня: любовь, смерть, брак, измены и т. д. Мы попытались разобраться, какой была подлинная жизнь наших предков.

И чем они от нас отличались? 

— Например, отношением к собственному телу. Это для нас волосы — просто волосы. А наши предки считали, что это нити Божией Матери, и их ни в коем случае нельзя состригать или выбрасывать. Если у тебя волосок на расчёске запутался, его нужно собрать, потому что после смерти их клали в могилу женщины. 

Как долго шла работа над книгой? 

— Написание заняло год, но больше времени ушло на сбор информации. Читатели знают, что список источников в конце книги занимает несколько страниц. Многие сведения почерпнули из епитимийников — церковных документов, в которых священники описывали то, что слышали на исповеди. Изучая их, часто приходилось краснеть.

Что вас больше всего поразило как автора при изучении материала? 

— Мне представлялось, что женщины были более несвободны. Так кажется благодаря фильмам, литературе. На самом деле в чём-то мы опережали Европу. Например, у нас после смерти супруга женщины становились независимыми, они не нуждались в опекуне. В Англии это нельзя было представить вплоть до ХIХ века. А у нас умирает Дмитрий Донской. И он составляет завещание, что после него старшей в семье остаётся его жена. И все его дети должны её слушаться.