Недавно Денис Журавлёв победил в конкурсе музейных сотрудников, получив премию имени Лихачёва в категории "научный сотрудник".
Его порой сложно застать на рабочем месте: он в разъездах – на раскопках, где нередко удаётся обнаружить древности, пролежавшие в земле не одну тысячу лет! Metro выяснило, какие открытия были сделаны в недавней экспедиции.
Денис Валерьевич, вы вернулись из экспедиции из Анапского района Краснодарского края. Что удалось найти?
– Мы вели раскопки на Семибратнем городище – это древнее синдское или меотское поселение, которое было обнаружено в низовьях реки Кубани. В древности это был крупный городской центр древней Синдики. Это государство располагалось в южной части современного Таманского полуострова, а также на прилегающем к нему побережье Чёрного моря.
Моя экспедиция – это достаточно большой коллектив, где все обязанности распределены, в результате исследовать удалось достаточно много интересных памятников. В этом году мы начали раскоп в столице Синдского царства.
В Семибратнем городище, городе Лабрис работали на новом месте и неожиданно обнаружили городскую планировку! Откопать удалось каменные улицы, стены домов, колонны. Это примерно IV–III век до нашей эры. Мы отрыли и целые завалы черепицы от рухнувших крыш, причём черепица эта с клеймами, а это значит, что в древнем городе работало производство. Словом, экспедиция дала фантастические результаты.
Обнаружить это удалось благодаря современной технике?
– Мы проводили магнитную разведку местности. Её результаты подтвердились. Сейчас техника достигла больших высот, очень важны и материаловедческие исследования: из чего сделана вещь, как она сделана. Ранее такие исследования были недоступны, то есть понятно было, что это глина, а вот какая именно, какие в ней добавки? Та же история и с металлом: каким он был в древности, что входило в его состав, где его добывали? Сейчас это возможно установить.
Помогает нам в такой работе Национальный исследовательский центр "Институт имени Курчатова". У нас сейчас идёт очень большое сотрудничество с его учёными. Например, здесь мы проводим множество исследований щадящими методами: берём фигурные сосуды, изготовленные в виде головы или животного. Многим из таких находок около трёх с половиной тысяч лет! Но они абсолютно целые, и мы благодаря современным технологиям теперь знаем, как они были сделаны.
Каким образом?
– Мы делаем для них компьютерную томографию. В этом как раз помогает Курчатовский институт. Томография позволяет изучить внутреннюю структуру, не разрушая сам сосуд. На мой взгляд, это гениальное решение. Все швы внутри и налепы материалов остались. В прошлом году мы делали как раз к нашей кипрской выставке анализ таких предметов. Им почти четыре тысячи лет.
Какая находка была самой сенсационной?
– Настоящей сенсацией стала находка абсолютно уникальной для Северного Причерноморья бронзовой статуэтки бога Юпитера. Это очень редко бывает: у нас всё-таки не такие богатые области, в отличие от каких-нибудь западных римских провинций. Но, как правило, какую-либо одну находку выделить тяжело. Мы находим, к примеру, на Таманском полуострове множество предметов древности. Недавно в поселении Голубицкая-2 нам удалось найти целый комплекс объектов эпохи греческой колонизации рубежа первой и второй четвертей VI века до нашей эры, когда греки только-только прибыли на территорию Северного Причерноморья.
Нам удалось реконструировать, как они здесь жили, как строились, какими ремёслами занимались. Раньше считалось, что это была мирная колонизация, что они дружили с местным населением. Но оказалось, что это не так. Они выстроили мощнейшие укрепления, рвы и валы. Мы это раскопали, что стало настоящей сенсацией. Конечно, это в музее не выставишь, но мы обнаружили сотни самых интересных находок, которые показывали на выставке в ГИМ.
А в другом поселении – городище Красный Октябрь в Краснодарском крае обнаружили совершенно уникальный комплекс керамического производства. Эти находки я перевозил в багажнике автомобиля.
Какими важными качествами, на ваш взгляд, должны обладать археологи?
– Идти от материала к концепции, а не наоборот. Не придумывать какую-то концепцию или просто какой-то факт и подтягивать под неё свои находки.
А ещё я считаю, что очень важно публиковать результаты своих работ. У нас есть очень много археологов, которые этого не делают. Но мы в первую очередь работаем для людей. Важно, чтобы они знали о наших открытиях. И поэтому учёные должны писать книги. К сожалению, наша жизнь небезгранична и мы должны публиковать свои исследования, чтобы они стали всеобщим достоянием, были доступны всем.
Только факты
- Денис Журавлёв – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологических памятников Государственного исторического музея.
- Автор 460 научных публикаций, изданных в России и за рубежом, включая 12 монографий.
- В этом году победил в номинации "Научный сотрудник" первой Национальной премии в области музейного дела имени Дмитрия Лихачёва.
Фотоистория
Главные моменты жизни учёного
Двухнедельная поездка по стране незадолго до начала там военных действий. Удалось посетить многие археологические памятники.
Она была найдена на городище Красный Октябрь – 1 в Краснодарском крае. Это уникальная находка для Северного Причерноморья – импорт из римских провинций – была сделана в ремесленном квартале городища, где археологами были открыты многочисленные гончарные горны, а также найдены следы металлообработки.
Прялка и два расписных сундука конца XIX – начала XX века.