Тайна Дома авиаторов сокрыта в подвале.
На пересечении Беговой улицы и Ленинградского проспекта высится жилая панельная 13-этажка серо-зелёных оттенков. Кто-то считает её весьма выразительной, кто-то называет домом-уродом. В любом случае не обратить внимания на это здание, построенное в 1978 году в стиле брутализм, невозможно.
Причиной тому главным образом его "ноги" – точнее, 40 железобетонных опор, которые занимают пространство первых трёх этажей.
Есть много версий, почему здание решили водрузить на массивные стойки, – от практичной (квартиры на первых этажах не пользовались популярностью, они страдали от воров, там было сыро) до фантастической – якобы таким образом предполагалось повысить сейсмоустойчивость дома. И всё же наиболее жизнеспособна версия об эстетических мотивах, которыми вдохновлялись архитекторы.
Десятью годами ранее возле метро "ВДНХ" появился похожий дом "на курьих ножках". Там они примерно вдвое ниже и V-образной формы. Здесь это уже не ножки, а ножищи, которые эффектно сужаются внизу. Кроме того, дом на Беговой чётко разбит на секции с помощью трёх овальных башен. Внутри расположены эвакуационные лестницы, соединённые с жилым сектором небольшим переходом. Изюминка этих башен, изнутри напоминающих шахту, – вытянутые окошки, очень похожие на бойницы. "Они определяют крупный ритм фасада, обращённого к магистрали, – отмечает историк Андрей Иконников в монографии "Архитектура XX века. Утопии и реальность". – Драматизированная "игра мускулами" этой архитектуры имела параллели в эстетике московского художественного "андерграунда" тех лет".
Неподалёку от первого подъезда бросается в глаза ещё одна башенка, совсем небольшая. Войти в неё не получится – двери на замке, который, кажется, не открывали много лет. Как рассказали Metro местные жители, в этом строении до сих пор находится грузовой лифт, ведущий в два подземных этажа. Там изначально предусмотрели парковку, но из-за проблем с вентиляцией помещения переоборудовали под склад лакокрасочных изделий. Проникнуть туда непросто. Среди старожилов дома гуляет байка, что в подземелье спрятан танкодром.
Квартиры в доме стандартной планировки, не считая лоджий. Их размеры впечатляют – полтора на шесть метров! Вместо внутреннего подоконника здесь выемки, заполненные землёй. По сей день жители выращивают на этих длинных грядках не только цветы, девичий виноград, но и огурцы, помидоры. Кто-то забетонировал пространство, превратив его в широкий подоконник.
При всех эстетических достоинствах у дома немало слабых звеньев. Главное из них – расположение.
– Мы въехали сюда в 2003 году, когда под окнами была относительно тихая Беговая улица, а через дорогу – уютный стадион Юных пионеров, – вспоминает Надежда. – Потом улица превратилась в Третье транспортное кольцо, на месте стадиона вырос элитный жилой комплекс. Теперь из нашего окна вид на вечную пробку и огромные коробки домов.
Для возведения развязки для ТТК пришлось снести П-образный дом, находившийся между "сороконожкой" и Ленинградским проспектом.
– Там на первом этаже был магазин "Диета", потом ставший "Детским питанием", вся Москва ездила туда за деликатесами, – продолжает Надежда. – Три года назад на этой территории открыли обелиск в честь московских ополченцев. Из-за этого у нас отняли шлагбаум, который защищал придомовую территорию от чужаков. Получается глупо: с южной стороны дома заезд для посторонних запрещён, но с северной никакого препятствия нет. Днём мы ещё как-то терпели, а на ночь охранник стал вручную приносить из подсобки стрелу шлагбаума и класть её на стойки. Иначе с утра здесь всё забито чужими машинами.
"Сороконожку" заселяли в основном работники авиационного завода "Знамя труда", который находился рядом, на Ленинградке (нынешний "МиГ"). Отсюда возникло и название новостройки – Дом авиаторов. К слову, изначально его планировали сделать 17-этажным. Но на территории завода располагалась взлётно-посадочная полоса. Столь высокое здание мешало бы пролёту самолётов, и его пришлось "урезать" на четыре этажа.
Из знаменитостей в доме жили актёр и режиссёр Никита Высоцкий, нынешний президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев.
– Его родители Анвяр Белялович и Марьям Алиевна работали на авиазаводе, – рассказал Metro Пётр, старший по этажу второго подъезда. – Очень хорошие были люди, гостеприимные. Я сам 42 года тружусь на этом заводе, в дом въехал сразу после его постройки. Помню, в 80-е каждый будний день можно было наблюдать одинаковую картину: вереницы работяг утром движутся отсюда в сторону Ходынки, а вечером идут обратно.