Химия "проиграла"
Первой пост главы кабмина заняла великая Маргарет Тэтчер. Дочь методистского пастора, владевшего бакалейными лавками, и матери-портнихи не имела в роду сколько-нибудь известных личностей, пробив дорогу в политику за счёт исключительных личных качеств. Правда, отец её добрался до поста мэра Грантема, но на этом движение вверх прекратилось.
Будучи школьницей, Тэтчер проявляла интерес буквально ко всему. Особенно ей нравились музицирование (пианино), спорт (хоккей на траве, плавание и спортивная ходьба), поэзия.
Из наук она плотно взялась за химию, которую изучала в Оксфорде. Ей выдали диплом бакалавра естественных наук. Это направление по-настоящему увлекло девушку, которая работала в лаборатории Дороти Ходжкин. Затем оказалась в компании, которая производила пластмассу, поработала и в пищевой отрасли – её команда создавала начинки для тортов и пирогов. Ещё она поспособствовала появлению мягкого мороженого, придумав, что его можно вспенивать воздухом.
Химия не настолько увлекла будущую Железную леди, чтобы она игнорировала растущий интерес к политике. В 1946 году Маргарет стала главой ассоциации Консервативной партии Оксфорда, зачитываясь работами австро-британского экономиста и политического философа Фридриха фон Хайека. Он утверждал, что вмешательство в экономику страны – путь к авторитаризму. Эта идея укрепилась в её сознании в будущем.
В 1951 году Маргарет утвердили кандидатом от Консервативной партии в Дартфорде на место в парламенте. На званом обеде в честь события девушка встретила бизнесмена Дениса Тэтчера, разведённого и респектабельного мужчину, который вскоре стал её супругом.
Она ещё пыталась совмещать химию и политику, разрабатывая эмульгаторы для любимого мороженого, но времени на науку оставалось всё меньше, тем более она стала семейным человеком.
Пресса, замечая попытки женщины добиться успеха в "мужском деле", всё чаще писала о Маргарет – британские СМИ любили раздувать такие истории. Дочь Кэрол и сын Марк ненадолго отвлекли Тэтчер от борьбы за место в парламенте, но в 1959 году она всё же стала членом Палаты общин. И самой знаменитой женщиной в Великобритании.
Похитительница молока
Победа Консервативной партии в 1970 году стала моментом первого настоящего триумфа Маргарет. Её назначили министром просвещения и науки!
В новой должности она шла на непопулярные меры, сокращая расходы – например, отменила бесплатную выдачу молока школьникам от 7 до 11 лет. Лейбористы с радостью прозвали её "Маргарет Тэтчер, похитительница молока". Но гнев навлекла на себя не только она, но и Консервативная партия в целом – сказались нефтяной кризис и требования профсоюзов о повышении зарплат.
В 1974 году консерваторы с треском проиграли очередные выборы лейбористам. Тогда Тэтчер решила выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя партии. Лидер консерваторов Эдвард Хит, при котором начался взлёт Тэтчер, проиграл выборы своей бывшей соратнице, и это настолько его сломило, что он отошёл от дел. Другой её соперник, Уильям Уайтлоу, тоже потерпел поражение, но Тэтчер на радостях назначила его своим замом.
Она легко повергала мужчин, которые вставали у неё на пути, но и была милостива к проигравшим.
Критика СССР
Тэтчер продолжала изучать идеи фон Хайека, обогащая их свежими взглядами экономистов Ральфа Харриса и Артура Селдона. И пришла к идее, что строить "социальное государство", где блага перераспределяются между всеми категориями населения более-менее равномерно, нецелесообразно. Тэтчер полагала, что государство должно минимально вмешиваться в экономику и давать свободу предпринимателям.
В 1976 году она ожидаемо раскритиковала СССР, чтобы добрать себе "политических баллов": "Русские настроены на мировое господство, и они стремительно приобретают средства, необходимые для закрепления в статусе самого могущественного имперского государства, которое когда-либо видел мир. Людям в советском Политбюро не нужно беспокоиться по поводу быстрой смены общественного мнения. Они выбрали пушки, в то время как для нас почти всё остальное важнее пушек". Такие высказывания звучали обыденно из уст политиков-мужчин, но когда это сказала Тэтчер, общество рукоплескало ей.
Ранее её уже называли "железной", а когда и в советской прессе тоже появилось такое определение, прозвище Железной леди закрепилось за ней навсегда.
Лишь один раз она позволила себе быть просто хрупкой женщиной. Это произошло в 1988 году, когда её сын Марк (очень своеобразный молодой человек) пропал в пустыне на ралли "Дакар". Тогда, в первый и в последний раз, Тэтчер появилась на публике в слезах. Но эти слёзы сердцем понял каждый британец.
Политика лейбористов потерпела крах в 1979 году, первой партией страны стали консерваторы – тогда-то Тэтчер и получила вожделенный статус премьера Великобритании, продержавшись на этой должности 11 лет!
Круглая сирота
Маргарет Тэтчер могла быть только одна. Поэтому вторая женщина-премьер Британии – Тереза Мэй – столкнулась с неизбежными сравнениями. Не в свою пользу.
И всё же именно Тэтчер вдохновила её на политическую карьеру, доказав, что невозможное – возможно. Тем более у них оказалось много точек соприкосновения. Например, Мэй была дочерью англиканского священника, обе окончили Оксфорд (только Мэй изучала географию, а не химию – и тоже стала бакалавром).
Ещё в университете Тереза рассказывала друзьям, что мечтает однажды стать премьером. Вот что вспоминала её подруга Пэт Франкленд: "Не было и минуты, чтобы она забывала о своих политических амбициях. И когда Тэтчер стала первой, она была сильно раздражена".
Учёбу Мэй совмещала с работой в пекарне по субботам, поскольку хотела быть независимой от родителей. В 1976 году в дискуссионном клубе Oxford Union она познакомилась с богатым мужчиной по имени Филип Мэй, через четыре года они поженились и до сих пор вместе (детей нет).
При этом Тереза рано стала сиротой. В 1981 году, когда девушке было 25 лет, её отец попал в смертельное ДТП, а спустя всего год скончалась и её мать, страдавшая от рассеянного склероза. Это стало ударом для Мэй, которая мечтала, чтобы родители увидели её в качестве участницы британского парламента.
Рычание тигрицы
До политики Тереза Мэй проявила себя в финансовом секторе. 6 лет проработала в Банке Англии, 12 – в Ассоциации платёжных клиринговых служб (финконсультант и старший советник по международным делам).
С 1992 года стала кандидатом от Консервативной партии, периодически участвуя в парламентских выборах. Успех пришёл в 1997-м, когда её избрали в парламент от Мейденхеда, с солидным отрывом от кандидата-мужчины. В целом же Консервативная партия показала тогда худший результат за 150 лет.
В 2002-м Мэй избрали первой женщиной-председателем партии, чтобы она попыталась вернуть ей былое величие. Правда, формально был ещё лидер партии, а Мэй на своей должности поначалу занималась техническими вопросами. Но её голос звучал всё громче.
"Знаете, как нас называют люди? – вещала она с трибуны. – "Отвратительная вечеринка"! Последние годы кое-кто вёл себя недостойно, пытался уйти от ответственности. Мы все знаем, кто эти люди. Давайте смотреть правде в глаза, некоторые из них стояли за этой трибуной".
С её слов, кое-кто пытался заработать себе политический капитал, демонизируя незащищённые категории населения. Других коллег она обвинила в мелких дрязгах, неспособности стать опорой для лидера партии в непростые времена, когда она терпит поражение за поражением. Мэй также возмутилась, что была только одна женщина среди 38 новых членов парламента (от тори). "Разве это справедливо? Разве половина населения имеет право только на одно место из 38?" – почти кричала она с трибун.
В будущем это станет её кредо – борьба за права меньшинств.
Премьера
В 2010-м Терезе Мэй доверили пост министра внутренних дел и министра по делам женщин и равноправия. Мэй вновь проявила себя первопроходцем, публично поддержав легализацию однополых браков, – до неё британские политики обходили эту тему стороной. Но проявила типичную для себя двойственность – запретила однополым парам усыновлять детей.
Главное – Мэй словно пыталась сравняться с Тэтчер, показать, что тоже может быть в чём-то первой.
Она становилась всё более медийной персоной, проявляя себя ярко – голосовала за вторжение в Ирак, против законов по борьбе с изменением климата и дальнейшей интеграции Британии в Евросоюз, против запрета на курение в общественных местах... В целом она смотрела на страну иначе, чем Тэтчер. Например, считала, что нужно вкладываться в социальные программы. А вот общаться с народом совсем не умела, из-за чего за ней закрепилась кличка Maybot (робот, что-то неразборчиво говорящий). Но как и Тэтчер, она стояла на своём и не боялась острых высказываний. А ещё – ярких одежд. Видимо, после карьеры в банке, где требовались строгие наряды, она решила заметно расслабиться. Её одеяния, из-за которых премьер больше напоминала экзотическую птицу, чем человека, стали притчей во языцех.
Когда премьер-министр Дэвид Кэмерон объявил о своей грядущей отставке, Мэй тут же выдвинула свою кандидатуру на пост главы Консервативной партии. В 2016-м стала премьером, но проработала куда меньше Тэтчер – всего три года. Теперь эту должность заняла Лиз Трасс. И неизбежно её будут сравнивать с Тэтчер и Мэй.
Читайте также: