Как занавес из рыболовных сетей стал героем "Гамлета" и чуть не убил Владимира Высоцкого

23 апреля исполняется 460 лет со дня рождения Уильяма Шекспира и 60 лет Театру на Таганке. К двойному юбилею вспоминаем легендарную постановку Юрия Любимова "Гамлет", важным героем которой стал... занавес. Рассказываем его удивительную историю
Как занавес из рыболовных сетей стал героем "Гамлета" и чуть не убил Владимира Высоцкого
Пресс-служба "Театра на Таганке"
Спектакль "Гамлет". Александр Пороховщиков в роли злодея Клавдия, датского короля. Владимир Высоцкий – Гамлет. И Алла Демидова в образе Гертруды.

Такого героя у Шекспира нет

Театр на Таганке вообще начинался с занавеса, а точнее с его отрицания – занавеса здесь не было. Театральный реформатор и революционер Юрий Любимов намеренно от него отказался. 

– Голое пространство сцены не предвещало никаких тайн для зрителя. Но в "Гамлете" было всё иначе: начинался спектакль и огромный занавес отделялся от стены, с грозным гулом величественно сметая со сцены и короля, и двор, и даже Гамлета, – рассказывает Metro Светлана Сидорина, много лет проработавшая в Театре на Таганке литературным помощником Любимова. – Занавес в этом спектакле стал полноправным героем. Многим хотелось отыскать его в программке с большой буквы как имя собственное.

Цифра
9
лет в Театре на Таганке шёл спектакль "Гамлет". Премьера состоялась 29 ноября 1971 года, из репертуара спектакль был снят в день смерти Владимира Высоцкого 25 июля 1980-го. Роль Гамлета стала одной из самых ярких и важных в карьере Высоцкого. Его даже похоронили в чёрных джинсах и чёрной водолазке – именно в таком образе он более 200 раз выходил на сцену в роли принца датского.

В "Гамлете", созданном Юрием Любимовым вместе с художником Давидом Боровским, практически не было реквизита и мебели, но занавес, который мог двигаться во всех направлениях, заменял собой всё. Он охотился за героями, кого-то прятал, кому-то подстраивал ловушки и всех без разбора сбрасывал в могилу... 

"В "Гамлете" очень много разговоров о Боге, хотя это спектакль и не религиозный. Занавес здесь работает как судьба, как крыло судьбы, – говорил Владимир Высоцкий, воспоминания которого приводит Светлана Сидорина в своей книге "Гамлет. Всё об этом спектакле". – Этот занавес – грандиозное изобретение. Он даёт возможность не строить никаких декораций, а просто менять плоскость – и возникает другая картина. Например, когда я вижу, что кто-то подслушивает за занавесом, я убиваю Полония, нанизывая его на нож. Потом занавес разворачивается, и Полоний висит на ноже. Получаются параллельные действия, точно как киномонтаж он работает, просто как одушевлённый предмет".

Вязали всем миром

Эскиз Давида Боровского к спектаклю "Гамлет".
Предоставлено пресс-службой Бахрушинского музея
Эскиз Давида Боровского к спектаклю "Гамлет".

Идею занавеса придумал Давид Боровский, который работал с Любимовым около тридцати лет. Как вспоминал художник, он долго ломал голову над сценографией и над тем, как изобразить занавес, который стал бы метафорой времени и судьбы. Идея пришла внезапно, когда он увидел жену за вязанием спицами.

– Занавес представлял собой рыболовную сеть из нейлона, в которую шерстяной нитью вплетались различные узоры, – рассказывает Светлана Сидорина. – Размер его был громадный – 12 на 10 метров. С шерстью для занавеса была целая эпопея. Она была дефицитом, пришлось прибегать к помощи Алексея Косыгина (в то время он был председателем Совета министров СССР). Он выписал для спектакля необходимое количество шерсти, которая в итоге пошла не только на занавес, но и на свитера актёров, что тоже было символично.

Несколько дней и ночей на полу в фойе театра вручную вывязывали и сплетали огромное полотно. Высоцкий вспоминал, что трудились над занавесом не только студенты художественных училищ под руководством Боровского, но и сами артисты, и даже театралы: "Так как работа трудоёмкая, а на неё средств не отпущено, то мы поклонников к этому приобщили. Они у театра всегда ходят, хотят попасть или артистов ожидают около выходов. Мы говорим: помогите, мы вас пустим на вечерний спектакль".

ЦИТАТА
Каждый взял себе квадрат сетки и начинал на нём что-то вывязывать по своей фантазии. Естественно, у каждого получалось что-то своё. Некоторые из нас тоже к этому прикладывали руки. Я, например, знаю, что нижний левый бок занавеса – мой.
— Алла Демидова, исполнительница роли Гертруды, из книги "Гамлет. Всё об этом спектакле"

Необычный рисунок занавеса Владимир Высоцкий сравнивал с землёй, как если бы вы смотрели на неё с самолёта, а когда его освещают сзади – с галактикой.

Чудо на похоронах Офелии

Занавес стал одним из героев спектакля "Гамлет".
Пресс-служба Театра на Таганке
Занавес стал одним из героев спектакля "Гамлет".

Занавес крепился под потолком на сложной конструкции, которую по просьбе Любимова специально разработали авиационные инженеры вертолётного завода. Но однажды хитроумная система дала сбой и артистов накрыло занавесом с частью большой металлической арматуры. Случилось это во время репетиции похорон Офелии, когда процессия двинулась по сцене. После ужасного грохота все оцепенели и было ощущение, что никто из тех, кого накрыло занавесом, не встанет.

"Это было очень страшное зрелище, – вспоминал Высоцкий. – И сидел режиссёр в зрительном зале, который почему-то таким чисто формальным голосом спросил: "Никого не убило?" – и как-то было снято всё напряжение юмором. Но правда никого не убило. Чудо".

Вторая жизнь занавеса

Спектакль "Мастер и Маргарита" с занавесом из "Гамлета" до сих пор в репертуаре Театра на Таганке.
Мария Рябкова / Предоставлено пресс-службой театра
Спектакль "Мастер и Маргарита" с занавесом из "Гамлета" до сих пор в репертуаре Театра на Таганке.

Некоторые костюмы, эскизы и макет сцены, созданные Давидом Боровским для "Гамлета", можно будет в скором времени увидеть в Бахрушинском театральном музее, что-то из ценного реквизита и одежды Гамлета представлено в экспозиции Музея Владимира Высоцкого, но занавес по-прежнему служит в Театре на Таганке в спектакле "Мастер и Маргарита". 

Премьера этой постановки Юрия Любимова прошла 6 апреля 1977 года. От государства режиссёр не смог получить ни копейки на её создание. В итоге Боровский придумал пространство древнего Ершалаима и Москвы тридцатых исключительно из подручных средств, задействовав и занавес из "Гамлета", и золотую раму из "Тартюфа", и маятник из "Часа пик", и декорации из других спектаклей. "Мастер и Маргарита" до сих пор идёт в театре.

Спектакль "Мастер и Маргарита" и тот самый гамлетовский вязаный занавес.
Мария Рябкова / Пресс-служба Театра на Таганке
Спектакль "Мастер и Маргарита" и тот самый гамлетовский вязаный занавес.