Как известно, Камила Валиева сдала положительную пробу на триметазидин во время декабрьского чемпионата России. После этого стала раскручиваться её допинг-история.
Как пишет Associated Press, когда Всемирное антидопинговое агенство получило доказательства, которые могли бы снять подозрения с российской фигуристки Камилы Валиевой, руководители WADA отреагировали однозначно: "Нужно это немедленно прекратить!"
В результате Валиева защищалась в Спортивном арбитражном суде без учёта этих доказательств. В итоге 15-летнюю на тот момент фигуристку дисквалифицировали на четыре года, она пропустила Олимпиаду-2022 года из-за положительного допинг-теста. В её биоматериалах нашли следы запрещённого сердечного препарата. Результаты фигуристки с 25 декабря 2021 года были аннулированы, её лишили золота чемпионатов Европы и России.
Журналисты AP получили текстовые сообщения, которыми обменивались гендиректор WADA Оливье Ниггли и ещё один высокопоставленный человек этой организации – Гюнтер Янгер. Они обсуждали возможный позитивный для Валиевой поворот в ходе расследования.
"Гюнтер, у нас большая проблема. Так получилось, что бывший директор антидопинговой лаборатории Марьсял Сожи составил очень благоприятное мнение о Валиевой. Если это действия РУСАДА, то мы должны прекратить это немедленно", – приводит AP цитату из переписки.
Сообщается, что речь шла об истории с дедушкой Валиевой – якобы тот приготовил для неё десерт на разделочной доске, где он до этого нарезал сердечные таблетки TMZ. Защита Камилы Валиевой хотела использовать этот аргумент в свою защиту, что якобы фигуристка случайно употребила допинг.
Как пишет AP, РУСАДА не могло защитить Валиеву напрямую из-за своего собственного отстранения и обратилось в WADA, попросив, чтобы эксперт провёл эксперимент. Бывший директор допинговой лаборатории в Лозанне Марьсял Сожи начал собирать доказательства, что разрезанная таблетка действительно могла привести к положительному допинг-результату. Но его эксперимент попросили прекратить.
CAS в итоге отклонил этот аргумент защиты, заявив, что, несмотря на наличие правдоподобных научных объяснений, Валиева не смогла доказать, что употребила десерт с допингом.