
Это фотопроект, в котором участвуют люди любого возраста, делая снимки с наградами, кителем или портретами своих родственников, прошедших войну, и рассказывают наиболее яркие истории о них.
Metro пообщалось с москвичами, принявшими участие в фотопроекте.
Победил самураев
Александр Чесноков

Мой прадедушка Виктор Васильевич Чукавов в 1944 году не успел окончить среднюю школ — был призван на военную службу.
После призыва его отправили на два месяца на Урал для прохождения общей военной подготовки. Затем он был распределён в воинскую часть на Дальний Восток, в район Халхин-Гол. Оттуда его направили освобождать Маньчжурию от японских захватчиков.
Там он смог ликвидировать двух опытных солдат японской армии, которые должны были не допустить прохождения нашего отряда к войску противника. Так прадедушка открыл путь для беспрепятственного наступления на врага. За этот бой мой дед был награждён медалью "За боевые заслуги".
Грозила гибель в небе
Полина Бельцова

Моя бабушка — одна из легендарных "дневных фурий" — Галина Павловна Брок-Бельцова, штурман пикирующего бомбардировщика Пе-2. Когда началась война, ей было 16 лет, но уже через два года она встала на защиту Родины. За её плечами 36 успешных боевых вылетов. Бабушка рассказывала, как не раз ей грозила гибель. Однажды самолёт получил в бою сильные повреждения, но посадить его было можно. При посадке подломились шасси. Лётчик выскочил, а бабушку зажало. Люк находился снизу, его заклинило, и покинуть самолёт Галина Павловна не могла — только через верхнюю кабину лётчика. Сделать это ей мешал оторвавшийся аварийный бачок выпуска шасси. Стрелок выскочила, закричав: "Галя, быстрее, а то взорвётся!" Но бабушка вдруг почувствовала безразличие: сказалась усталость. Медленно выбралась. Страха не было...
Освобождал Варшаву
Егор Ягодин

Мой прадед Константин Иванович Ягодин застал войну, когда учился на 2-м курсе в Пензенском строительном техникуме. Потом он напишет в своих дневниках: "Я ещё смутно представлял сущность войны, но чувствовал трудность будущих дней. Раз война так война". Во время учёбы мой прадед неоднократно пытался попасть на фронт, но его не брали, так он был студентом. И только в 1943 году, после сдачи экзаменов, получил повестку. Его направили в Баку в зенитное училище, а 4 января 1945 года прадедушку отправили на фронт. Он освобождал Варшаву. Его поразило, как мирное население благодарило их — делились последним, что у них было из еды, и обнимали солдат. Потом двинулся в Германию на Берлинскую операцию войск Красной армии, где в мае 1945 года расписался на Рейхстаге.
Берёг солдат
Лама Сафонова

Мой дедушка Василий Иванович Сафонов был артиллеристом, воевал на Северо-Западном фронте, 2-м Прибалтийском, брал Кёнигсберг, а потом и Берлин.
Был командиром взвода, роты, батареи. Рассказывать о войне, как и многие ветераны, не любил. Говорил: "Воевал как все", был скромным. Но награды говорят о его смелости — Орден Красной Звезды, например, который многие получали посмертно. Рассказывал моему папе, что его любили солдаты — он был справедливым командиром, общался на равных. Дедушка в первую очередь стремился не допустить высоких боевых потерь, умел грамотно вести бой и просчитывал каждый шаг. Не все так могли. Он привил любовь к Родине моему отцу, который стал потомственным военным.
Считали убитым
Марина Филиппова
Наш дедушка Василий Григорьевич Павлов прошёл всю войну. Служил он в сухопутных войсках. Его очень серьёзно ранило под Варшавой в 1944 году — пуля находилась недалеко от сердца, он истекал кровью и его сочли безнадёжным, положили к убитым. Он очнулся и начал звать на помощь. Когда к нему подошла медсестра, он был весь седой.
В конце жизни он откровенно говорил о войне: да, было страшно. Дедушка рассказывал: "Молитв я не знал, но молился как умел, чтобы Бог спас меня и моих солдат". В 23 года он уже был майором. Мечтал, чтобы скорее закончилась война, после которой планировал стать учителем русского языка и литературы. Мечту свою, кстати, воплотил в реальности. И потом даже был директором школы.