– Мы с вами сейчас находимся в Подмосковье, – начала краевед Татьяна Михайлова. Три десятка человек, собравшихся на экскурсию в центре парка "Дубки", в десяти минутах от метро "Тимирязевская", переглянулись. Какое Подмосковье? Почти центр! Но Татьяна недолго держала нас в непонимании.
– Я говорю о 19-м веке. На этом месте раньше располагались опытные дачи Петровской земледельческой академии (сейчас это Тимирязевка – Прим. ред.). Граница города проходила тогда условно по нынешнему Миусскому скверу, и у парового трамвая была почётная миссия – связать город и престижное учебное заведение.
Появление нового вида транспорта стало большим событием для москвичей. В газетах за июль 1886-го писали, что в честь открытия маршрута был устроен званый обед с оркестром.
– Радость горожан можно понять, – объяснила гид. – Конка (железная дорога с конной тягой. – Прим. ред.) двигалась со скоростью 8 км/ч, а "паровичок", как его прозвали студенты, – 30.
Казалось, более совершенный вид транспорта скоро вытеснит конку, но этого не произошло. Помимо участка дороги, связывавшего Бутырскую заставу и Петровскую академию, паровой трамвай ходил только по пути Дорогомиловский мост – Воробьёвы горы. "Извозчичье лобби", – сказала Татьяна, разведя руками. В этот момент наша группа шла к следующей точке экскурсии – старейшей в Москве трамвайной остановке.
Экскурсовод вспомнила, что в нескольких метрах отсюда была дача художника Исаака Пастернака – отца знаменитого Нобелевского лауреата. Но самые известные воспоминания о паровом трамвае оставил другой писатель – Константин Паустовский, подрабатывавший в молодости кондуктором. Он писал: "Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на "паровичок". Это была самая лёгкая, а на кондукторском языке – самая "дачная" линия в Москве".
"Паровичок" нравился не только кондукторам, но и пассажирам. Зоолог Борис Архангельский отметил в дневнике: "Ехал в Москву и переглядывался на "паровичке" с одной весёленькой барышней". Газета "Столичная молва" в 1910 году в статье "Первое мая" писала: "Погода великолепная. "Паровичок" наполнен различной толпой, разряженной в майские наряды"... Но любимому транспорту москвичей оставалось недолго радовать горожан. Об этом Татьяна Михайлова сообщила в конце экскурсии, которая к тому моменту переместилась в галерею "Парк". Там до 12 ноября проходит выставка "Контекст моего места: первый трамвай".
– Линию электрифицировали в 1922-м. Прощание с "паровичком" вышло очень трогательным, – рассказала гид. – Студенты украсили его венками из сосновых лап. А после профессор Фортунатов спел вместе со студентами сочинённый им гимн академии. Затем с песнями и криками студенты проводили "паровичок" до Бутырской Заставы.
Это была его конечная остановка. Во всех смыслах.