Как старообрядческие иконы с эмалью стали запретным искусством

Уникальные по технике шедевры меднолитой пластики переживали сложные времена, но традиция их изготовления не исчезла – Metro узнало подробности
Как старообрядческие иконы с эмалью стали запретным искусством
Пресс-служба Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
На открытии выставки.

В небольшом зале Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва показывают 150 предметов христианской меднолитой пластики, выполненных в старообрядческих художественных мастерских от XII до ХХ века. Кресты, иконы, складни (это складная икона из нескольких частей) украшены разноцветной эмалью – жёлтой, розовой, голубой, зелёной.

– Мы решили показать их, потому что это уникальное явление, – рассказал Metro директор музея Михаил Миндлин. – Оно не имеет прямых аналогов в декоративно-прикладном искусстве не только России, но и всего мира. Цветные эмали отражают праздничное, "ёлочное" национальное самосознание русского народа, потребность в празднике. Это искусство неподражаемо и самобытно. И до сих пор до конца недооценено. 

Цифра
900 лет
насчитывает уникальное русское искусство цветной меднолитой пластики

Эмали пришли на Русь из Византии. На выставке есть уникальные домонгольские кресты-энколпионы XII века (между их створками хранили какую-то святыню, например кусочек просфоры). Но активнее всего традиция цветной меднолитой пластики развивалась в рамках старообрядчества. В начале XVIII века вышел указ об изъятии иконных образов меднолитой пластики, начались гонения на старообрядцев. Разноцветные эмалевые шедевры стали запретным искусством, их начали создавать подпольно в старообрядческих скитах. С начала XVIII века центром старообрядчества в Поморье стал Выговский Данилов монастырь, эмальеры которого создавали произведения с весьма изысканным декором. Затем из Поморья эта техника пришла на псковскую землю, а в конце XVIII века традиции поморских эмальеров продолжили и в Москве. 

Несмотря на то что из формы, в которой выливалась икона, можно сделать несколько предметов, ни один из них не похож на другой благодаря работе художника-эмальера. Каждый раз мастера экспериментировали с цветами. Эмаль – это застывшая стекловидная масса, которая после обжига приобретает тот или иной цвет в зависимости от добавки вещества и его количества. Например, на иконе "Восхождение Ильи Пророка" розовые цветочки получились благодаря добавлению золота. Прозрачная эмаль выходит из-за свинца, а непрозрачная, "глухая", – после добавления олова. 

Куратор выставки, научный сотрудник сектора декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела Музея имени Андрея Рублёва Анна Хохлова специально для Metro отобрала самые интересные экспонаты.

Крест-энколпион. XII век. Медный сплав, эмаль; литьё, золочение. Собрание А. С. Жарикова.
Пресс-служба Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Крест-энколпион. XII век. Медный сплав, эмаль; литьё, золочение. Собрание А. С. Жарикова.

На выставке представлены три орнаментированных креста-энколпиона XII века, украшенные перегородчатой эмалью. Техника перегородчатой эмали наиболее трудоёмкая: по линиям рисунка, предварительно нанесённым мастером, из тонких, узких металлических лент-перегородок выкладывались отдельные ячейки. Затем каждую ячейку заполняли влажной эмалевой массой определённого цвета, а после просушки обжигали. Перегородчатую эмаль обычно применяли для небольших металлических ювелирных изделий, в частности крестов-энколпионов.

Святая Троица. Богоматерь Знамение. Распятие Христово. Панагия, XVII век. Медный сплав, эмаль; литьё. Собрание А. С. Жарикова.
Пресс-служба Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Святая Троица. Богоматерь Знамение. Распятие Христово. Панагия, XVII век. Медный сплав, эмаль; литьё. Собрание А. С. Жарикова.

Ещё один экспонат выставки – путевая панагия (образ Богородицы) XVII века, предназначенная для хранения в дороге освящённого богородичного хлеба. Особое распространение такие путевые панагии получили в XV–XVI веках. Фон композиций залит эмалями двух цветов: синего и зелёного. Синим мастер окрасил поверхность вокруг фигур трёх ангелов и небесных сегментов с символами евангелистов. Зелёный объединил зону внутри ромба, где помещены Богородица с Младенцем и сцена заклания тельца, являющаяся прообразом будущей крёстной жертвы Спасителя.

Деисус, с избранными святыми. Складень трёхстворчатый. Июнь 1720 года. Выг.Медный сплав, эмаль; литьё, золочение. Собрание А. М. Иванова.
Пресс-служба Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Деисус, с избранными святыми. Складень трёхстворчатый. Июнь 1720 года. Выг.Медный сплав, эмаль; литьё, золочение. Собрание А. М. Иванова.

Одно из самых известных произведений поморской пластики – трёхстворчатый складень "Деисус, с предстоящими". Кроме Христа, на створках изображены Богородица, Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, Николай Чудотворец, московский митрополит Филипп, Ангел-Хранитель, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Известно, что выговцы вели свою историю от основания Соловецкого монастыря: преподобные Зосима и Савватий были основателями обители, а игумен Филипп – настоятелем, впоследствии ставшим митрополитом и мучеником. Это один из первых складней выговской мастерской, отлитых с датой: на оборотной стороне есть надпись, что он сделан в июне 1720 года.

Складень четырёхстворчатый. Первая четверть XVIII века. Выг.Медный сплав, эмаль; литьё, золочение. Собрание А. М. Иванова.
Пресс-служба Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Складень четырёхстворчатый. Первая четверть XVIII века. Выг.Медный сплав, эмаль; литьё, золочение. Собрание А. М. Иванова.

Самый известный шедевр поморских мастеров – четырёхстворчатый складень "Двунадесятые праздники. Избранные святые в молении образам "Богоматерь Тихвинская", "Богоматерь Владимирская", "Богоматерь Смоленская", "Богоматерь Знамение". Навершия на нём сделаны в виде кокошников, а на створках – 20 сюжетов. Снаружи складень похож на титульную страницу поморских рукописных книг. Палитра эмалевой раскраски внутри включает семь цветов: жёлтый, голубой, синий, зелёный, белый, чёрный и исключительный – нежно-сиреневый. Высокое мастерство позволило художнику-эмальеру при использовании богатой палитры оттенков, дополнительно усиленных огневым золочением, добиться повышенного красочного звучания.

Богоматерь Смоленская. Медное заведение С. Е. Соколова. Конец XIX века. Москва. Медный сплав, эмаль; литьё. Собрание А. И. Мелашенко.
Пресс-служба Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Богоматерь Смоленская. Медное заведение С. Е. Соколова. Конец XIX века. Москва. Медный сплав, эмаль; литьё. Собрание А. И. Мелашенко.

Особое внимание привлекали изысканным сочетанием цветов литые произведения, выполненные в мастерской Сергея Соколова в конце XIX века. Визитной карточкой эмалевого декора икон этой мастерской стало нанесение мелких мазков, словно "смазанных" точек контрастных цветов, на основной фон изделия.