Зрители, оказавшись в подземном музее, сразу же обращают внимание на платья и вещи героинь – всё узнаваемо, как и раскадровки сцен, архивные фото со съёмок и постеры из иностранного проката.
– О, смотри, – говорит своей подруге молодая посетительница, – она в этом платье рыбу в гостях есть отказывалась! – имея в виду героиню Веры Алентовой Катю Тихомирову.
В центре зала энергичная женщина, показывая на костюмы под стеклом, вспоминает, обращаясь к своим знакомым:
– Меня очень выручило платье Гурченко из "Карнавальной ночи"! Оно стало прообразом того платья, которое я шила для Иры Муравьёвой. Для меня это было неожиданным решением, но важно было отразить моду того времени, а по фильму это 1958 год.
Знакомимся. Оказалось, это художник по костюмам фильма "Москва слезам не верит" Жанна Мелконян.
Пока мы общаемся, к ней то и дело подходят бывшие коллеги – сотрудники "Мосфильма", обнимают, фотографируются.
– Жанна у нас личность легендарная! – говорит пожилой мужчина. – Она гениально выходила из положения, когда не было нужной ткани. Она вам всё расскажет!
Мужчину зовут Анатолий Гришин. В прошлом он был директором фотостудии на "Мосфильме", близко был знаком с Владимиром Меньшовым.
Я прошу его не уходить, а пока беседую с Жанной Андреевной, которая делится секретами "внутренней кухни" "Мосфильма":
– Помните платье героини Ирины Муравьёвой Людмилы, в котором она едет на дачу? Мы придумали тогда вот что: наши мастерицы, работавшие на "Мосфильме", привезли матрасы с интересным рисунком – там были кружочки, линии, шарики, – выпотрошили, постирали, а потом стали кроить. Получилось эффектное платье. То, что надо для кокетливой героини!
Как рассказала Жанна Андреевна, Владимиру Меньшову её креативные идеи понравились.
– Он смеялся и хвалил за изобретательность! – вспоминает она.
Но на этом креатив художницы не закончился. Катерину, которая повзрослела и стала руководителем на фабрике, Жанна Андреевна решила одеть в элегантный твидовый костюм. Но проблема была в том, что в СССР из мягкой твидовой ткани шили только мужские брюки.
– Я решила, что нам нужно закупить для серого костюма-тройки двенадцать пар мужских брюк! Другого выхода просто не было (смеётся).
Результатом художница была довольна – получился стильный костюм, который запомнился зрительницам, и они даже стали заказывать похожий у портних!
А вот наряд для юной Кати придумать и сшить оказалось проще:
– Я прочитала сценарий и представила, в чём девушка поехала "покорять Москву": это белая блузка и сарафан с вышитыми узорами. Ткань для него мы специально "состарили" – чтобы было видно, что вещь уже ношеная и достаток у героини скромный.
Анатолий Гришин, слушавший нашу беседу, рассказал, что по просьбе Меньшова для сцены с фоторепортёрами собрал для массовки фотографов со всего "Мосфильма", и они играли роль журналистов.
– Это было непросто, потому как на киностудии все были загружены работой, – вспоминает Анатолий Тимофеевич. – Он не стал на эту сцену брать профессиональных актёров, хотел, чтобы всё выглядело наиболее достоверно, и не ошибся, всё получилось.