Как создавался реквизит и костюмы для культового фильма "Москва слезам не верит"

Выставка к 85-летию со дня рождения режиссёра Владимира Меньшова открылась в подземном музее парка "Зарядье". Наряды главных героинь художница фильма собирала буквально по кусочкам
Как создавался реквизит и костюмы для культового фильма "Москва слезам не верит"
Агентство «Москва», Сергей Киселев.
Вера Алентова, исполнившая главную роль и её дочь Юлия Меньшова помогали готовить экспозицию, предоставив вещи из семейного архива.

Зрители, оказавшись в подземном музее, сразу же обращают внимание на платья и вещи героинь – всё узнаваемо, как и раскадровки сцен, архивные фото со съёмок и постеры из иностранного проката.

– О, смотри, – говорит своей подруге молодая посетительница, – она в этом платье рыбу в гостях есть отказывалась! – имея в виду героиню Веры Алентовой Катю Тихомирову.

Все экспонаты выставки были узнаваемы.
Елена Купцова.
Все экспонаты выставки были узнаваемы.

В центре зала энергичная женщина, показывая на костюмы под стеклом, вспоминает, обращаясь к своим знакомым:

– Меня очень выручило платье Гурченко из "Карнавальной ночи"! Оно стало прообразом того платья, которое я шила для Иры Муравьёвой. Для меня это было неожиданным решением, но важно было отразить моду того времени, а по фильму это 1958 год.

Знакомимся. Оказалось, это художник по костюмам фильма "Москва слезам не верит" Жанна Мелконян.

Пока мы общаемся, к ней то и дело подходят бывшие коллеги – сотрудники "Мосфильма", обнимают, фотографируются.

– Жанна у нас личность легендарная! – говорит пожилой мужчина. – Она гениально выходила из положения, когда не было нужной ткани. Она вам всё расскажет!

Мужчину зовут Анатолий Гришин. В прошлом он был директором фотостудии на "Мосфильме", близко был знаком с Владимиром Меньшовым.

Я прошу его не уходить, а пока беседую с Жанной Андреевной, которая делится секретами "внутренней кухни" "Мосфильма":

– Помните платье героини Ирины Муравьёвой Людмилы, в котором она едет на дачу? Мы придумали тогда вот что: наши мастерицы, работавшие на "Мосфильме", привезли матрасы с интересным рисунком – там были кружочки, линии, шарики, – выпотрошили, постирали, а потом стали кроить. Получилось эффектное платье. То, что надо для кокетливой героини!

Платье из матраса, сшитое для Ирины Муравьёвой, выглядело стильно.
"Мосфильм".
Платье из матраса, сшитое для Ирины Муравьёвой, выглядело стильно.

Как рассказала Жанна Андреевна, Владимиру Меньшову её креативные идеи понравились.

– Он смеялся и хвалил за изобретательность! – вспоминает она.

Юлия Меньшова общалась на выставке с посетителями и рассказывала об отце.
Елена Купцова.
Юлия Меньшова общалась на выставке с посетителями и рассказывала об отце.

Но на этом креатив художницы не закончился. Катерину, которая повзрослела и стала руководителем на фабрике, Жанна Андреевна решила одеть в элегантный твидовый костюм. Но проблема была в том, что в СССР из мягкой твидовой ткани шили только мужские брюки.

– Я решила, что нам нужно закупить для серого костюма-тройки двенадцать пар мужских брюк! Другого выхода просто не было (смеётся).

Результатом художница была довольна – получился стильный костюм, который запомнился зрительницам, и они даже стали заказывать похожий у портних!

А вот наряд для юной Кати придумать и сшить оказалось проще:

– Я прочитала сценарий и представила, в чём девушка поехала "покорять Москву": это белая блузка и сарафан с вышитыми узорами. Ткань для него мы специально "состарили" – чтобы было видно, что вещь уже ношеная и достаток у героини скромный.

Экспозицию дополняют фотоистории со съёмок.
Елена Купцова.
Экспозицию дополняют фотоистории со съёмок.

Анатолий Гришин, слушавший нашу беседу, рассказал, что по просьбе Меньшова для сцены с фоторепортёрами собрал для массовки фотографов со всего "Мосфильма", и они играли роль журналистов.

– Это было непросто, потому как на киностудии все были загружены работой, – вспоминает Анатолий Тимофеевич. – Он не стал на эту сцену брать профессиональных актёров, хотел, чтобы всё выглядело наиболее достоверно, и не ошибся, всё получилось.

В этих платьях героини фильма гуляли по Москве.
Агентство «Москва», Сергей Киселев.
В этих платьях героини фильма гуляли по Москве.