Как создавали наряды и "коммунальную квартиру дворцового типа" для российских императриц

Metro побывало на съёмках художественно-документальной картины "Императрицы", узнав, чем платья Елизаветы I удобнее скафандров и какие секреты есть для съёмок во дворцах
Как создавали наряды и "коммунальную квартиру дворцового типа" для российских императриц
1-2-3 Production
Юлия Пересильд впервые играет коронованных особ.

Фильм "Императрицы" является частью большого цикла исторических картин, рассказывающих о событиях и личностях, сформировавших Российскую империю. Лента – прямое продолжение картины "Пётр I. Последний царь и первый император", и на этот раз режиссёр Андрей Кравчук ("Адмиралъ", "Союз спасения") расскажет о жизни первых императриц: Екатерины I (Ксения Утехина), Анны Иоанновны (Анна Уколова) и Елизаветы I. Роль последней досталась Юлии Пересильд. 

Первую актрису в космосе было не узнать в парике и императорском платье образца 18-го века, неспешно шествующую по большому залу Екатеринского дворца (музей-заповедник "Царское Село").

– В этом времени мне ещё не доводилось бывать, – рассказала Юлия Пересильд. – Никто мне раньше не предлагал такое, даже на пробы никогда не ходила. У меня много подруг, которые уже играли подобные роли – у нас уже большая императорская семья, – и все они пугали, как тяжело в этих платьях сниматься, как трудно в корсетах, как нелегко садится… После скафандра, хочу сказать, очень даже легко!

В день, когда Metro удалось попасть на съёмочную площадку проекта, снимали сцену большого бала, на котором Юлия Пересильд блистала в белом жаккардовом платье с золотой вышивкой и большим панье (каркас для придания пышности юбки).

– Елизавета Петровна была страшной модницей, – рассказала актриса Metro. – По сведениям историков, у неё насчитывалось 15 000 нарядов! А если бы не пожар в одном из её московских дворцов, это количество было бы ещё тысячи на 4 больше. Получается, что за время правления она ежедневно за день могла менять по 3–4 платья. Не знаю, все ли уж свои платья она смогла выгулять, но что они точно у неё были – это факт. 

Для роли Елизаветы I было сшито 8 нарядов.
1-2-3 Production
Для роли Елизаветы I было сшито 8 нарядов.

Как позже рассказала Metro художник по костюмам Екатерина Шапкайц, для Юлии Пересильд было специально сшито 8 платьев: 

– Мы специально делали корсет, панье (работа Антона Примака), нижнюю юбку... К каждому платью были изготовлены туфли соответствующей фактуры и цвета. В фильме есть сцена одевания Елизаветы, поэтому наряд был продуман детально на видимых и невидимых уровнях. 

При изготовлении костюмов использовали только натуральные материалы: шёлк, тафту, бархат. 

– Мы старались быть как можно ближе к историческим примерам подлинных нарядов, воспроизводя исторический крой, – уточнила Екатерина Шапкайц. – В каждой сцене модница Елизавета появляется в новом платье. Каждая сцена – всегда какое-то важное событие в её жизни, поэтому наряд должен был отражать её внутреннее состояние. В сцене с танцами мы видим молодую, кокетливую женщину в расцвете своей красоты. Здесь она одета в розовое платье с отделкой из тафты и вышивкой жемчугом. В первую встречу с будущей Екатериной Великой мы видим несколько торжественную даму в бордовом платье. И так далее.

Костюм работает только на актёре. И работать с Юлей было очень приятно и легко. Она с лёгкостью носила большое панье и великолепно двигалась!
Екатерина Шапкайц, художник по костюмам

По залам Екатерининского дворца мы, журналисты, двигались в бахилах из мягкой ткани и то и дело ловили замечания смотрителей: "Не надо так близко к стенам жаться!" Съёмочной группе поблажек тоже не делали. Все ножки съёмочной техники были спрятаны в прорезанные теннисные мячики. В отдельных местах пол застилали специальным покрытием, чтобы не повредить паркет.

– Екатерининский дворец чудесен, но работать тут сложно, – призналась Metro художник-постановщик Мария Турская. – Свечи не зажигать, тут ничего не ставить, тут ходить нельзя! По сути, здесь запланирована только пара съёмочных дней: проход по анфиладе, бал в Большом зале, съёмка сцены знакомства Елизаветы и Разумовского в дворцовой церкви. Всё остальное снимали в Москве: в музеях и павильоне с декорациями. В павильоне можно было разгуляться по полной, хоть с факелами бегай, не надо ничего нигде подстилать, делай что хочешь!

Съёмки "Императриц" проходили в музеях, Екатерининском дворце и павильонах.
1-2-3 Production
Съёмки "Императриц" проходили в музеях, Екатерининском дворце и павильонах.

По словам художника-постановщика, в павильоне они создали, как сами шутят, "коммунальную квартиру дворцового типа". Под каждую императрицу использовались свои стиль и детали. 

– Например, Анна Иоанновна знаменита своим суровым и даже жестоким нравом, любовью к охоте, поэтому мы для создания её дворцового пространства использовали какие-то красные тона, картины с определёнными сюжетами, чучела животных и птиц. Её декорации мы так и звали – "мясная комната", – рассказала Мария Турская. – Елизавета же натура утончённая, кроткая, поэтому мы отдавали предпочтение голубым, нежным тонам, всевозможным завиточкам, птичкам-розочкам и всему лёгкому и легкомысленному, с чем ассоциируется стиль рококо. Её комната – это апартаменты зефирной барышни. 

Это кино про девочек. В начале проекта я просто представляла себя в музейных залах, как они здесь жили, сидели, ели. В таких платьях, как у царицы, сидеть можно только на диване или каком-то стульчике, на кресло не сядешь – не поместишься. А как в таком платье ходить по комнате, какие должны быть двери? И сразу всё становится понятно.
Мария Турская, художник-постановщик