Операционная героини Юли Пересильд со съёмок фильма "Вызов" осталась в космосе

12 апреля состоится премьера первого фильма, снимавшегося в космосе. Героине "Вызова" придётся сделать операцию на МКС. Узнали у космонавта Олега Артемьева, что в реальности происходит, когда организм даёт сбой на орбите
Операционная героини Юли Пересильд со съёмок фильма "Вызов" осталась в космосе
Скриншот трейлера фильма "Вызов"
Юлии Пересильд пришлось играть хирурга в условиях невесомости.

По сюжету фильма "Вызов", съёмки которого на Международной космической станции проходили с 5 по 17 октября 2021 года, кардиохирург Женя (Юлия Пересильд) вынуждена отправиться в космос, чтобы спасти космонавта Олега Иванова (Олег Новицкий) и провести первую операцию на сердце в условиях невесомости. Таких операций не было ещё ни в мировом кино, ни в реальной истории мировой космонавтики. Но нештатные ситуации со здоровьем в космосе частенько случаются. 

– У нас есть все необходимые медицинские препараты и принадлежности, которые только есть, в том числе стоматологические и для реанимационных мероприятий, – рассказал Metro космонавт Олег Артемьев. – И в России, и в Америке есть медико-биологическая подготовка космонавтов, нас учат оказывать медицинскую помощь. У нас экипаж три человека и один из них обязательно сертифицирован как экипажный фельдшер. Кроме того, на Земле постоянно дежурит врач экипажа, один сидит в Америке, другой – в России. Если что-то происходит, то звонят ему. Если нет связи – то используется бортдокументация, которая позволяет поставить диагноз и потом лечить по определённому алгоритму. 

Как рассказал космонавт, в полётах не бывает каких-то инфекционных заболеваний, хотя и на случай их возникновения есть лекарства. Чаще всего во время экспедиций случаются какие-то мелкие травмы, ожоги, бывают и проблемы с зубами. 

– Можно в полёте пломбу поставить или выдернуть зуб, этому нас тоже учат, – говорит Олег Артемьев. – Сначала, конечно, обезболиваем, пытаемся вылечить зуб, но если не помогает, то можем товарищу и дёрнуть. Мне самому приходилось только пломбу накладывать. Как-то попались косточки в черносливе и зуб раскололся, пришлось лечить. 

Аптечка космонавтов практически не отличается от земной. В условиях невесомости можно и капли закапать, и укол сделать, и кровь взять, отмечает наш собеседник:

– Проблематично разве что глаза промыть, а когда острые соринки в глаз прилетают – это беда. Есть у нас на такие случаи специальные очки с трубочками, через которые вода для промывания глаз подаётся. Этому тоже учат ещё на Земле.

У меня чаще всего случаются ожоги, которые надо обезболить, чтобы они не напоминали о себе неприятными ощущениями. Есть у нас блок подачи нагретой воды, с ним какое-то время были проблемы, там часто обжигались. Но сейчас починили уже всё.
Олег Артемьев, космонавт
Космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса Олег Артемьев.
© агентство "Москва"
Космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса Олег Артемьев.

Страшнее всего, конечно, представить полостные операции в космосе.

– Если вдруг аппендицит схватит, то тут только срочный спуск на Землю поможет. Был один такой случай ещё во времена космической станции "Мир" (1986–2001 годы. – Прим. ред.). Пришлось прервать программу полёта и вернуть экипаж по медицинским показаниям, – уточняет Олег Артемьев.

По его словам, после съёмок фильма "Вызов" на МКС осталась киношная операционная со всем реквизитом. 

– Завезти это в космос – одно, а спустить в десять раз дороже. И смысла в этом нет, – говорит космонавт. – Когда-нибудь утилизируют или продолжение фильма, может, снимут.