Metro ознакомилось с проектом "Исследователь и художник: искусство в экспедиции".
Полотна, ещё хранящие следы холодного ветра и помнящие, как выглядят исполинские ледники, представили в рамках междисциплинарного выставочного проекта "Исследователь и художник: Искусство в экспедиции", который экспонируется сразу на трёх площадках: в Российском государственном художественно-промышленном университете, парке "Зарядье" и Дарвиновском музее.
– Мы широкими мазками показываем историю арктических экспедиций за последние 400 лет и внутри этой истории подсвечиваем выдающихся мастеров русского искусства, которые заявили о себе как исследователи, учёные и художники одновременно, – объясняет Metro куратор проекта, член-корреспондент Российской академии художеств и искусствовед Кирилл Гаврилин.
Мировой интерес к Арктике пришёлся на эпоху царствования Николая II, тогда туда устремились не только чиновники, которых интересовал экономический и военный потенциал этих территорий, но и художники, которые тоже стремились по-своему освоить холодные и неизвестные земли.
Первым в мире художником, осмелившимся на пленэр в экстремальных условиях Заполярья, стал Александр Борисов – ученик Шишкина и Куинджи.
– Он строит на Новой Земле художественную мастерскую и одновременно там же – метеорологическую станцию, – объясняет Кирилл Николаевич. – Когда мы смотрим на пейзажи Борисова, нам кажется, что здесь всё просто – тут льдинка, тут мишка… Но это не так, Борисов видит глубже. Он пишет льдины, ледники, гигантские расщелины. Он смотрит на них как учёный-гляциолог (специалист, занимающийся изучением всех видов льда, снега, водоёмов. – Прим. ред.), как учёный наблюдает за тем, как ледники растапливаются в разные периоды, и как художник подмечает необычные оптические эффекты и освещение.
"Вдали от станционных домиков я пробовал писать, но тридцатиградусный мороз превращал краски в густое тесто, они не брались на кисть и не приставали к полотну", – из воспоминаний Александра Борисова.
– Или, например, у него есть полотно "На промысле за оленем". Охотник с ружьём, прекрасный пейзаж, удивительное освещение, олень вдалеке… Но зритель замечает, что охотник застыл в ужасе. Почему? Мы не понимаем. Но есть объяснение: на безоблачном небе появились так называемые перламутровые облака, – говорит Кирилл Гаврилин. – Это значит, что температура начинает понижаться… до минус сорока и ниже. И тут уже не до оленя, надо бежать, уходить в укрытие, потому что скоро и олень, и охотник превратятся в ледяные скульптуры.
В картинах Борисова Арктика – опасная, суровая земля. Но совсем другими глазами на неё позволяют взглянуть картины ненецкого художника Тыко Вылки. Его работы – образец наивного искусства, его Новая Земля – богатый и красивый край.
– Для него она – родной, уютный дом, пушистый снежок и северное сияние… И ненец точно знает, что такое – северное сияние. В их мифологии это расшитое бисером божество. Доброе божество, которое пришло к своим детям-ненцам, чтобы поприветствовать их, – объясняет специалист. – Поэтому у него этот пейзаж наполнен эйфорией, ощущением гармонии, это особое мировоззрение и миропонимание.
Полотна известного зоолога, кандидата биологических наук и художника Николая Кондакова, исследовавшего морскую фауну, тоже позволяют зрителю увидеть совсем другую Арктику.
– Он погружался на дно арктических морей в тяжёлом старом водолазном костюме – с металлическим шлемом, свинцовыми ботинками… – говорит Кирилл Николаевич. – Брал с собой масляные краски, кусочки орголита (их использовали вместо палитры) и писал всех этих морских звёзд, водоросли, кораллы, морских ежей, пучеглазых рыб…
Успехи российских экспедиций подогревали возрастающий интерес и настоящую моду на Арктику. Массмаркет заполнялся открытками. Одной из самых популярных для репродукции картин стала "Судно во льдах. Яхта "Мечта" Борисова.
– Это было какое-то откровение. Картина, написанная на пленэре в 40-градусный мороз! Художник уехал на Новую Землю, написал эту картину где-то, где люди не бывают. Это вызывало восторг!