Как помочь ребёнку найти себя в жизни? Важно как можно раньше выявить его психотип личности

Не учитывая индивидуальные особенности, можно вырастить закрытого, неуверенного в себе человека
Как помочь ребёнку найти себя в жизни? Важно как можно раньше выявить его психотип личности
Roman Samborskyi / Shutterstock
Если ребёнок развивается согласно своему психотипу – его ждёт успешная жизнь.

Почему любопытные малыши так быстро охладевают к учёбе, а целеустремлённые – не любят решать творческие задачи? Всё дело в психотипе личности. Он формируется к 5–7 годам, и менять его нет смысла. Чтобы ребёнка правильно воспитать, родителям нужно определить психотип как можно раньше и стараться развивать его сильные стороны. Metro поговорило с Артёмом Павловым, психологом-физиогномистом, о том, как психотипы распознать и какие негативные стороны могут проявиться в них при неграмотном воспитании. 

– Если ребёнок будет проживать жизнь согласно своему психотипу, вырастет счастливым и социально успешным, – рассказывает Артём Павлов. – Психотип личности – индивидуальный набор качеств, модель поведения, комфортная для выживания. Его формируют генетические особенности, ценности в семье и социальные условия жизни. Сегодня мы живём в мире, в котором человек может успешно реализоваться с любым психотипом, задача родителей – понять своего ребёнка и построить воспитание, зная его сильные и слабые стороны.  

Лидер

Ребёнок с психотипом лидера легко ставит задачи и достигает результатов.
Copyright (c) 2015 Eugene Partyzan / Shutterstock. No use without permission.
Ребёнок с психотипом лидера легко ставит задачи и достигает результатов.

Это люди, которые умеют принимать решения в ситуации неполноты данных и готовы брать ответственность за себя и других. Любят ставить цели и их достигать, а жизненные трудности воспринимают как вызов. 

– Такие дети решают всё самостоятельно и не любят, когда им помогают. Всё хотят делать сами. Для них принципиально важно получить результат. Это показатель воли и сильного типа нервной системы. Им не нужны социальные костыли в виде родителей, друзей, преподавателей. Такие ребята часто становятся лидерами детских комьюнити. В спортивных командах – неформальными лидерами. Они спокойны и стабильны, редко истерят. Если такой ребёнок хочет, к примеру, чтобы по геометрии у него была пятёрка, то будет заниматься днями и ночами. Получит эту оценку и спокойно пойдёт дальше, поставив себе новую цель. Лидер индифферентен к социальным оценкам. Ему не важно, кто и что скажет, похвалят ли его, – говорит эксперт.

Задачи родителей: помогать ставить новые цели, брать новые высоты и не давать себя истощать, сломать себя.

– Дело в том, что такие подростки достигают высоких результатов, не считаясь со своими трудозатратами, – добавляет Артём Павлов. – Они не знают, как связан гормональный фон с настроением и как правильно питаться, чтобы восстанавливать энергозатраты, поэтому часто забывают поесть, много занимаются и сами себя загоняют. Потом становятся взрослыми, которые работают по 18 часов в день, полностью измотанные, страдают эмоциональным выгоранием в жизни и профессии. Успешные спортсмены, которые уходят из большого спорта по причине травмы. Поэтому родители не должны поучать, но давать информацию, как грамотно распределить свои ресурсы. 

Ошибки родителей: навязывать свои жизненные концепции и правила.

– Если родители не смогли правильно распознать психотип лидера и начали заставлять его жить по своим правилам – из него вырастает бунтарь, который делает всё назло. И это закрепляется в поведении и становится губительным для дальнейшей социализации. Как проявляет себя бунтарь? Он переходит из школы в школу, со всеми идёт на конфликт. Таким детям сложно даже с собой, – объясняет эксперт.

Творец

Ребёнок с психотипом творца – любопытный и любознательный.
Copyright (c) 2015 Sunny studio / Shutterstock. No use without permission.
Ребёнок с психотипом творца – любопытный и любознательный.

Это люди, которые мыслят нестандартно и не привязаны к автоматизмам. 

– 80% нашей жизни – это автоматизмы. Мы ходим в один и тот же магазин, один и тот же путь выбираем до работы, одинаково реагируем на какие-то ситуации. А люди с психотипом творца воспринимают любую ситуацию как новую, их автоматизмы ослаблены, – рассказывает Артём Павлов. – Почему Иван-дурак всегда побеждал? На самом деле он вовсе не дурак, просто к каждой ситуации подходит как к уникальной. Поэтому его невозможно обмануть. Он не основывается на предыдущем опыте. 

Основная особенность таких детей – любознательность и интерес. 

– Они хотят что-нибудь разобрать, им интересно сделать что-то новое, – добавляет эксперт. – Но они не фиксируются долго на процессах. К примеру, такой ребёнок заинтересовался физикой, родители уже настроились, что он выберет физику будущей профессией, а он, позанимавшись какое-то время, бросил и увлёкся историей. Такие дети могут производить впечатление неусидчивых. Но на самом деле у них гибкая психика: они быстро вытаскивают из новой темы важные для них факты – и больше им эта тема не интересна.  

У ребёнка с психотипом творца очень сильна мотивация, но ослаблена воля. 

– Такие дети легко включаются в процесс, а когда сталкиваются с системными трудностями, которые им, естественно, не нравятся, бросают, – говорит Артём Павлов.

Задачи родителей: развивать творческое нестандартное мышление, учить правильно ставить цели на результат и достигать их. 

Ошибки родителей: заставлять действовать по алгоритмам и схемам, навязывать им длинные рутинные процессы. Это убивает их творческую составляющую.

– Часто родители, пытаясь усиленно развить волю в таких детях, убивают их творческий потенциал. Они хотят вогнать детей в рамки обыденности, задавливая их необычное мышление, – добавляет Артём Павлов. – Дети, которым родители не помогли, берутся за разные процессы, но ничего не заканчивают. Как правило, это взрослые социально неуспешные, неуверенные в себе, закрытые и часто озлобленные. От коммуникаций они уходят в виртуальный мир. Ребёнок-творец, который неправильно воспитан, боится высказывать свои мысли. Он перестаёт делиться ими с родителями, друзьями, учителями, замыкается в себе.

Коммуникатор

Ребёнок с психотипом коммуникатора очень общительный, любит игры и праздники.
Copyright (c) 2021 New Africa / Shutterstock. No use without permission.
Ребёнок с психотипом коммуникатора очень общительный, любит игры и праздники.

Это люди, успешные в профессиях, где важна коммуникация. Яркие личности, талантливые актёры, режиссёры, музыканты.

– Такие дети любят выступать, читать стихотворения, танцевать, красиво одеваться, они всё время хотят быть в центре внимания. Это те, кто обожает вести социальные сети. Увы, это слабый тип нервной системы – и они очень зависимы от социальных оценок, – делится Артём Павлов.

Задачи родителей: поощрять таких детей, хвалить, одобрять, поддерживать мотивацию и не дать ребёнку превратиться в нарцисса. 

– Если у ребёнка-коммуникатора что-то не получается, единственный вариант – подбадривать его. Родители любят, например, критиковать, когда ребёнок приносит рисунок: почему трава недостаточно прокрашена, почему солнце не нарисовано? Так они убивают мотивацию. Ребёнок расстраивается, что его оценили негативно, и теряет интерес. Родители должны научить таких детей по-разному взаимодействовать с разными людьми. Тогда он будет понимать: чтобы быть успешным, нужно научиться общаться с каждым на его языке, – говорит эксперт.

Ошибки родителей: критиковать и душить мотивацию ребёнка. 

– Такие дети очень активно идут в коммуникацию, и губительно со стороны родителей их в эту коммуникацию не брать. При неправильном воспитании вырастают оторванные от мира зазнайки. Такие дети должны понимать, что мир не крутится вокруг них, – советует Артём Павлов.

Алгоритмик 

Ребёнок с психотипом алгоритмика любит правила и всё контролировать.
Copyright (c) 2017 Iren_Geo/Shutterstock. No use without permission.
Ребёнок с психотипом алгоритмика любит правила и всё контролировать.

Это обычные люди, которые мыслят в границах известных данных и всегда живут по плану. Госслужащие, банковские работники, клерки. Надёжные трудолюбивые сотрудники. Люди, которые живут свою обыденную и понятную жизнь, но для них это невероятный кайф.  

– Эти дети – твёрдые хорошисты, послушны, воспитанны, их очень любят родители. Им сказали, что кашу по утрам есть полезно, и они всю жизнь каждое утро будут есть кашу, им сказали сидеть ровно, и они будут сидеть ровно. Их действия предсказуемы. Они никогда не ставят себе больших глобальных целей. Дети-алгоритмики будут копировать ценности и поведение в семье и жить по ним. Квартира, машина и дом за городом. Они распланируют свою жизнь ещё с детства и будут стремиться к максимальному контролю. Правильные дети. Их сильная сторона в том, что они не сомневаются, – рассказывает Артём Павлов.

Задачи родителей: помогать систематизировать жизнь и учить составлять планы и схемы, которые помогут разрешить любые ситуации. 

– Чем больше в жизни у ребёнка-алгоритмика будет в жизни правил – тем он счастливее. Стабильность, правила, предсказуемость – его стихия, – советует эксперт.

Ошибки родителей: ставить задачи вне алгоритма решений и ждать высоких результатов. 

– Когда алгоритмик попадает в ситуацию, в которой нет схемы решения, в ситуацию хаоса, неконтролируемых процессов – для него это адский ад. А для психотипа творца – рай, где его творчеству нет предела, – говорит эксперт. – Алгоритмик прекрасно умеет соблюдать правила. А вот какие это будут правила, должны сформулировать родители. Для такого ребёнка это будет лучшая помощь. Иначе вы рискуете, что правила для него сформируют другие.