В обмен на свободу 52-летний Ассанж согласился признать себя виновным по одному пункту обвинения в незаконном получении и разглашении материалов национальной безопасности, сообщает The New York Times.
По данным газеты, австралиец предстанет перед американским судьёй в одном из наиболее отдалённых форпостов федеральной судебной системы США — на Сайпане, в столице Северных Марианских Островов. Ожидается, что Ассанжа приговорят примерно к пяти годам лишения свободы, которые он уже провёл в лондонской тюрьме, рассказал газете сотрудник правоохранительных органов, знакомый с условиями соглашения. Затем он вернётся на родину, в Австралию.
При этом между США и Ассанжем явно был заключён договор, удовлетворяющий интересы обеих сторон, рассказал Metro Константин Блохин, политолог-американист, ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН:
— Всей подоплёки мы не знаем, но очевидно, что подписан некий сбалансированный вариант, потому что если упечь Ассанжа в тюрьму лет на 150 — он станет сакральной жертвой политической системы США, своего рода мучеником. В таком случае Белый дом сам себя бы дискредитировал.
Эксперт напомнил, что Джулиан ударил по самому главному — американскому имиджу:
— Он показал цену их либеральным ценностям. Показал изнанку американской демократии, вскрыв все военные преступления США в Афганистане и Ираке.
Но при этом уязвлённый Белый дом не находится в положении, когда может давить на Джулиана, подчеркнул специалист.
— Если бы Вашингтон продолжил гнуть свою линию, — уточняет Блохин, — если бы Ассанж получил тюремный срок, Белый дом подтвердил бы, что демократией у них даже не пахнет. И ирония заключается как раз в том, что Джулиана наказали за главные либеральные американские ценности — за свободу слова.
Кроме того, на носу у Байдена выборы. Не исключено, что таким образом демократы попытались заработать пару баллов, подчеркнул эксперт.
Но даже если и признать его виновным в публикации секретных данных, Джулиан и так настрадался сполна:
— Ассанж и так уже провёл пять лет в тюрьме. До этого скрывался в посольстве, оглядываясь по сторонам. Он уже получил своё.
Однако, как посчитал независимый кандидат на выборах президента США Роберт Кеннеди — младший, ценой его свободы стало то, что США смогли криминализировать журналистику и распространить свою юрисдикцию на граждан других стран, ведь Ассанжу всё же пришлось признать себя виновным в заговоре.
— И победителя тут нет, — подчеркнул Блохин. — Да, Ассанж не гниёт в тюрьме, но, с другой стороны, на свободе он с оговорками.