Как исправить плохой почерк ребёнка: 5 заданий на дому

Эксперт рассказал, что нужно делать родителям, если почерк их ребёнка никак не назвать красивым
Как исправить плохой почерк ребёнка: 5 заданий на дому
Copyright (c) 2024 PeopleImages.com - Yuri A/Shutterstock. No use without permission.
У ребёнка проблемы с письмом, не оставляте его один на один с проблемой.

Письмо от руки – один из самых главных навыков, который осваивает ребёнок. К этому умению в разных семьях совершенно разный подход. Есть родители, которые убеждены, что в современном мире такое занятие теряет актуальность, малополезно, и не видят смысла в оттачивании мастерства. Другие, напротив, делают акцент только на красоте и аккуратности почерка, "берут" количеством, заставляя ребёнка писать ненавистные ему прописи. Итог в обоих вариантах – неумение и нежелание писать. А ведь оно так нужно в школе, да и в дальнейшей жизни тоже.

Как правильно мотивировать школьника и почему так важно писать от руки, Metro рассказала логопед-дефектолог, главный методист логоцентров "ДАР" Варвара Данекина. 

По мнению эксперта, писать ребёнок должен обязательно. Это полезно для его развития. Когда малыш пишет, работают все сенсорные системы мозга, развиваются память, усидчивость, моторика. Но тут важно обратить внимание на то, чтобы почерк у ребёнка был хорошим, не идеальным, а именно хорошим. Но как родителю понять, хороший почерк у ребёнка или плохой? 

– Если мама считает, что почерк далек от каллиграфического, это ещё не сигнал о проблеме. Идеально выводить буквы учитель в школе требовать не будет – ему важно, чтобы текст был понятен. А вот если он советует обратить внимание на корявые строчки, выход за их границы и другие явные проблемы, родителям стоит это учесть, – объясняет эксперт. – Да и самим родителям под силу вовремя выявить проблему.

По каким признакам педагоги оценивают правильность почерка?
– буквы написаны в строку, не "летят" и не "прыгают";
– между словами и предлогами всегда есть интервал;
– текст написан уверенной рукой, без сильного или, наоборот, слишком слабого нажима ручки;
– соединения между буквами разные – например, учитель может отличить букву "о" от "а";
– текст ровный, без явного наклона в какую-то сторону;
– педагог отличает в письменной работе похожие по написанию буквы н, п, и, к.

– Даже отклонения только по одному из пунктов – повод улучшить почерк ребёнка. Если в первых классах явных проблем не будет, то в средней школе педагог вполне может снижать оценку, так как текст будет непонятен, – говорит эксперт. – Мотивация начнёт падать, а найти её в подростковом возрасте уже сложнее. В итоге  почерк без коррекции и внимания будет портиться ещё больше. В дальнейшем ребёнок может выполнить письменную работу так, что сам не сможет понять и прочитать, что написано.

Плохой почерк часто бывает у дисграфиков (дисграфия – расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. – Прим.ред.) и тогда может понадобиться помощь логопеда. Нарушение диагностируют не раньше 2–3-го класса и корректировать его можно в любом возрасте, но ранняя диагностика и вовремя начатая работа значительно облегчат жизнь родителям и помогут ребёнку с заметными успехами справляться с чтением и письмом в будущем.
Варвара Данекина 


Улучшаем почерк: простые правила

Шаг 1. Развитие моторики

Делать это важно и в дошкольном, и школьном возрасте. Мелкая моторика включается в процессе увлечений – для этих целей подойдут лепка, конструирование, мозаика, вышивание, плетение резинок. Навык прекрасно оттачивается при прохождении лабиринтов, раскрашивании картинок по секторам или номерам. Такие полезные упражнения тренируют внимательность и со временем помогают улучшить почерк. Нельзя забывать и про физическое развитие – оно отвечает за развитие крупной моторики. Любые подвижные игры, например вышибалы, пионербол, а также другие виды спорта, где оттачиваются координация и точность действий, например,волейбол, настольный теннис, помогут вам в этом.

Шаг 2. Занятия с логопедом

Когда малышу с трудом даются письменные задания, он делает их очень неохотно. Родители зачастую считают, что это лень, и увеличивают количество заданий, заставляя тренироваться в прописях или рабочих тетрадях. Но если проблема в сбое функций некоторых участков мозга, такие педагогические приёмы не сработают, скорее, наоборот. Нужно вовремя подключить к коррекции логопеда, который поможет не только улучшить письменную речь, но будет помогать в развитии моторики, фонематического слуха, усидчивости и т. д.

Шаг 3. Поддержка и похвала

Для любого ребёнка это ценно всегда, но в начальных классах – особенно. Он очень уязвим, возможно, не полностью адаптировался, ему сложно контролировать свои эмоции и действия. Задача близких взрослых не заставлять, а мягко мотивировать и способствовать появлению интереса  к новым знаниям и умениям. Нужно обращать внимание на захват ручки, столовых приборов, если он неправильный, корректировать. Также важно учить ваших сына или дочь таким навыкам, как завязывание шнурков, застегивание-расстегивание пуговиц и т.д.  

Шаг 4. Домашние занятия

Улучшить почерк без с дополнительной работы дома не получится. Занятия должны быть регулярными, не менее 3 раз в неделю. С такой периодичностью получится развить выносливость и постепенно улучшать аккуратность почерка. Необязательно использовать скучные для почти любого ребёнка прописи.

Какие задания можно попробовать? 

– Попросить на листе бумаге нарисовать ровные прямые линии. Сначала можно упростить "маршрут" и поставить начальную и конечную точки. Или, например, машинки или деревья, чтобы привлечь внимание. А дальше уже ставить точки или выбранные элементы только в начале, в конце или не ставить вообще. 

– Когда малыш освоит прямые линии, можно приступить к более интересным узорам – штриховкам или различным волнам;

– Заменить привычные школьные прописи на более увлекательные учебные пособия с отзеркаливанием изображений, заданий для правой и левой руки, графическими и другими упражнениями;

– Во время чтения находить в книгах уже знакомые прописные буквы (1–2 буквы за раз), чтобы ребёнок фиксировал и в дальнейшем легче усваивал правописание. 

– Понятный разборчивый почерк не приобретается сразу  – это довольно сложный процесс, где требуется не только уверенные действия руки ребёнка, но и регулярная помощь родителей, – подводит итог эксперт.