К 50-летию самой трагической Олимпиады в истории собрали фильмы, отразившие кровавые события

Олимпиаду в Мюнхене чаще всего показывали в документальных фильмах: большинство режиссёров не решались на художественное осмысление трагедии
К 50-летию самой трагической Олимпиады в истории собрали фильмы, отразившие кровавые события
Amblin Entertainment
Эрик Бана в роли агента "Моссада" в фильме "Мюнхен", режиссёр Стивен Спилберг.

"Мюнхен" (2005), режиссёр Стивен Спилберг

Авнер (Эрик Бана), бывший телохранитель Голды Меир, после убийства одиннадцати израильских спортсменов на Олимпиаде получает от правительства Израиля секретное задание. Собрав команду добровольцев (снайпер, подрывник, специалист по подделке документов и "чистильщик"), он отправляется уничтожать организаторов теракта в Мюнхене. Задание, которое поначалу кажется ему крестовым походом с благородными целями, постепенно превращает его в психологическую развалину. На смену одним террористам пришли другие, пострадали случайные люди, погибло большинство членов команды Авнера. "Чего мы добились? – вопрос, которым он задаётся в конце. – И стоило ли оно того?"

Кадр из фильма "Мюнхен".
Amblin Entertainment
Кадр из фильма "Мюнхен".

После "Списка Шиндлера" от Спилберга не ожидали фильма, суть которого более-менее сводится к известному анекдоту про раввина: "Оба правы". На каждый флешбэк с кровавыми событиями Олимпиады, показанными с лютым натурализмом, приходится какой-нибудь крик души палестинцев: "Вы же нас убиваете!" На каждую жестокость арабов – жестокость израильтян. В своём мрачном шедевре Спилберг попытался встать над ситуацией, в результате его раскритиковали и арабы, и евреи. О режиссёре даже сказали, что он "не друг Израиля". Хотя вряд ли кто-то может отрицать правоту фильма: насилие порождает только больше насилия.

"Движение вверх" (2017), режиссёр Антон Мегердичев

Советская сборная по баскетболу во главе с тренером (Владимир Машков) приезжает на Олимпиаду в Мюнхен, где очень боится играть с американской командой. Случается теракт, вызывающий бурную радость спортивного чиновника (чудовищно переигрывающий Марат Башаров). Он собирается сообщить прессе, что "всё это" (видимо, теракт палестинцев против Израиля) "провокация против СССР", поэтому советская сборная отказывается от выступления. Но на пресс-конференции другой чиновник сообщает, что СССР будет играть, вызывая, в свою очередь, бурную радость советских баскетболистов. "Наши спортсмены чувствуют себя отлично!" – прибавляет он, вызывая третью волну бурной радости – у журналистов на пресс-конференции.

Советские спортсмены в фильме "Движение вверх".
Централ Партнершип
Советские спортсмены в фильме "Движение вверх".

Напомним, что происходят все эти радостные события на фоне горы трупов, горя семей погибших и первого столкновения человечества с терактом, после которого мир никогда не будет прежним. Неужели, болея за "свою" команду, мы должны игнорировать трагедию, которая касается всех? Тем более что реальности такой подход совсем не соответствует.

У СССР не было дипломатических отношений с Израилем, и советским спортсменам запретили посещение траурной церемонии по погибшим, на которой присутствовали делегации всех команд. В интервью Metro Иван Едешко, непосредственный участник легендарного матча СССР – США, сказал: "Наверное, самым страшным в моей жизни стало то, что нас на церемонию не пустили".

"Меч Гидеона" (1986), режиссёр Майкл Андерсон

Мало кому известно, что до сих пор обсуждаемый "Мюнхен" Спилберга был практически ремейком этого трёхчасового телевизионного фильма, оставшегося почти незамеченным. Оба фильма основаны на книге канадского журналиста Джорджа Джонаса "Месть: Реальная история израильской контртеррористической группы". Книга вызвала критику у представителей "Моссада", заявивших, что в силу секретности операции нельзя утверждать, что реальные события описаны Джонасом достоверно.

Хотя и основанные на одном литературном материале, телефильм и картина Спилберга воспринимаются по-разному. "Мюнхен" получился серьёзной драмой, задающей неприятные вопросы о политике мести. "Меч Гидеона", хотя и не лишён полутонов, скорее похож на классический шпионский боевик: взрывы, перестрелки, погони, французский связной. "Мюнхен" призывает остановить круг насилия. "Меч Гидеона" звенит сталью.

"– А если они никогда не остановятся?

– Значит, мы будем убивать их вечно".

"После Мюнхена" (2019), режиссёр Френсин Цуккерман

Бойня на Олимпиаде описана во множестве книг и показана во множестве документальных фильмов, но канадский режиссёр Френсин Цукерман впервые показала её с женского ракурса.

В своём фильме она сфокусировала внимание на историях четырёх женщин, жизнь которых навсегда изменилась после трагедии в Мюнхене. Среди них Энки Спицер, муж которой, фехтовальщик сборной Израиля, стал одним из убитых террористами заложников. После его гибели Спицер переехала из Голландии в Израиль и сорок лет занималась увековечиванием памяти своего мужа и других погибших. Легкоатлетка Эстер Рот-Шахаморов потеряла в теракте своего любимого тренера Амицура Шапиру, но оправилась от психологической травмы и продолжила спортивную карьеру.

Эстер Рот-Шахаморов в фильме "После Мюнхена".
Go2Films
Эстер Рот-Шахаморов в фильме "После Мюнхена".

Сильвия Рафаэль участвовала в секретных операциях по ликвидации террористов “Черного сентября” в разных странах. Как и её соратница, бывший агент "Моссада" Марианна Гладникофф, она была осуждена и отбыла тюремный срок. Совершая акт мести, в 1973 году израильтяне застрелили невинного человека. Сильвии давно нет в живых, а Марианна рассказала в фильме, как предупреждала своих боссов, что они совершили ошибку, выследив не того человека, но её сомнения проигнорировали.

Фильм заканчивается кадром с Энки Спицер, стоящей на границе между Израилем и полосой Газа. Режиссёр комментирует: "Атака и ответное возмездие, новая атака и новое возмездие. Это порочный круг, из него не вырваться". Может быть, однажды человечество всё-таки перешагнёт через принцип талиона, тогда по-настоящему и наступит – после Мюнхена.

Кадр из фильма "После Мюнхена".
Go2Films
Кадр из фильма "После Мюнхена".