Яна Сексте: Мой дедушка никогда не говорил о войне

В четверг стартовал Московский международный кинофестиваль, на открытии которого состоялась премьера фильма "В списках не значился". Исполнительница одной из главных ролей Яна Сексте рассказала Metro о душевной боли, которую оставляет книга Бориса Васильева, и о необычном опыте на съёмках новой картины
Яна Сексте: Мой дедушка никогда не говорил о войне
Пелагея Тихонова. / © РИП "Новости".
Яна Сексте.

В центре сюжета книги Бориса Васильева — совсем молодой парень, лейтенант Николай Плужников, который приезжает в Брест в июне 1941 года. Наутро после его приезда город начинают бомбить немцы — началась Великая Отечественная война. Плужников вместе с другими военными и штатскими занимают Брестскую крепость. В числе защитников крепости оказываются юная повариха Мирра с тётей Христей, роль которой досталась Яне Сексте.

Актёрский состав фильма – труппа Театра Олега Табакова и студенты Театральной школы Олега Табакова. По-моему, не самый обычный формат создания картины.

– Я бы сказала, очень необычный, но очень интересный. Знаете, на съёмках актёры часто сталкиваются с тем, что нужно играть закадычных друзей, любовников, супружескую пару, а они первый раз встретились только на гриме за два часа до команды "мотор". И, конечно, взаимоотношения между ними не могут так быстро возникнуть, их приходится изображать. А в этот раз на площадку пришли люди, уже притёртые, знающие, понимающие друг друга даже не с полуслова, а с полувздоха. Мы даже междометиями можем общаться. (Смеётся.) Мне очень бы хотелось верить, что этот опыт для нашего театра не последний.

Насколько вам была близка, знакома книга Бориса Васильева до начала работы над картиной?

– Как и большинство, я читала повесть в юном возрасте. И, конечно, в этом возрасте эмоции всегда очень яркие, чувства обострены и эта книга оставляет в тебе чувство ожога душевного. Когда я узнала про экранизацию, то перечитала её снова и была потрясена, что во взрослом возрасте этот знакомый текст вызывает те же самые эмоции, как будто в первый раз читаешь.

Читать книгу действительно очень сложно. Насколько сложно и мучительно было оказаться в эпицентре событий, описанных в ней?

– С одной стороны, это невыносимо, невозможно, хочется защититься. Но я слукавлю, если скажу, что не получила актёрской радости от съёмок. Потому что мы пришли в эту профессию, чтобы играть настоящие, сильные эмоции. Хорошие пьесы, глубокие сценарии – они все про пограничные, пиковые состояния, в которых оказываются персонажи.

Можно назвать тётю Христю героиней?

– На самом деле это обычная женщина, которая должна была жить, а ей не дали. Понятная человеческая трагедия – был мир, было раннее утро и – как по щелчку пальцев – вся жизнь закончилась.

Главные роли в картине играют совсем молодые ребята. Насколько им было сложно перевоплотиться в своих сверстников, у которых были совершенно другие идеалы, другое воспитание, условия жизни?

– Для нового поколения эта война всё дальше и дальше, она фактически превратилась в главу из учебника по истории. Наши ребята прошли серьёзную подготовку, пересмотрели невероятное количество фильмов, архивных кадров, а также на 10 дней их отправили на военные сборы. Они жили в лесу в палатках, у них не было мобильных телефонов. Их учили военной дисциплине, маршировать, ползать, и, судя по тому, какими они вернулись, это было очень тяжело. Но мне кажется, всё было не зря и на экране это видно.

Великая Отечественная война сильно затронула вашу семью?

– Конечно, как и все семьи в нашей стране. Мой дедушка по маминой линии был инженером – во время войны возводил и взрывал мосты, бабушка была зенитчицей. Старшие братья отца служили в латышской дивизии, которая в районе Обнинска защищала Москву. Половина дивизии там так и осталась... Но нам повезло, и все мои родные выжили. Дедушка умер, когда мне было 2 года, и, как мне говорила мама, он никогда не рассказывал про войну. Видимо, не мог.

Есть любимые фильмы о войне?

— "Они сражались за Родину", "А зори здесь тихие...", "В бой идут одни старики" — это список, который вам, наверное, назовёт любой человек в нашей стране. Эти картины уже знаешь наизусть, но смотришь снова и снова. Язык не повернётся назвать любимым "Иди и смотри", потому что слишком больно его пересматривать.

Вы назвали советскую классику. Нужно ли сегодня снимать кино о Великой Отечественной войне? Есть ощущение, что они вряд ли смогут вызывать такие же сильные эмоции, что и картины фронтовиков?

— Есть огромное количество молодых людей, которые старые фильмы смотреть не будут. Но пойдут на новое кино с актёрами, которых они знают и любят. И на кого-то сильное впечатление произведёт один фильм, на кого-то другой. Если новому поколению режиссёров важно говорить на тему Великой Отечественной войны, конечно, они должны об этом снимать.

Яна Сексте
Возраст: 45 лет
Родилась: Рига, Латвийская ССР, СССР
Фильмография: "Небесный суд", "Жить", "Оттепель", "Частица вселенной", "Петербург. Только по любви", "Большой", "Сердце мира", "Никто не узнает", "Мастер и Маргарита", "Внутри убийцы".

Всё, что вы хотели знать о Яне

Детство

Отец будущей актрисы работал в рыбном хозяйстве, а мама была домохозяйкой, посвятившей себя воспитанию троих дочерей. У Яны есть сестра-близняшка Инна и старшая сестра Екатерина.

Юность

В школе Яна начала заниматься в театральной студии. Мама настолько верила в талант дочери, что после школы посоветовала поступить на курс Школы-студии Олега Табакова в Риге.

Табаков

Получившую диплом Яну распределили в рижский театр, где нужно было отработать 3 года. Когда срок подошёл к концу, актриса позвонила Олегу Табакову — он, как и обещал, взял её в труппу своего театра.

Кино

Сильная занятость в театре не помешала актрисе ярко заявить о себе и в кино. Первая широкая популярность пришла после роли оператора в сериале Валерия Тодоровского "Оттепель".

Личное

Первый брак с коллегой Максимом Матвеевым продержался недолго. В 2013 году Яна вышла замуж за композитора Дмитрия Марина. В 2014 году у пары родилась дочка Анна.