"Я мог бы даже убить ради победы!": 50 лет назад между СССР и Канадой началась хоккейная война

50 лет назад, в сентябре 1972 года, состоялась великая Суперсерия – сшибка канадского и советского хоккея. Собрали самые эмоциональные реплики Канады
"Я мог бы даже убить ради победы!": 50 лет назад между СССР и Канадой началась хоккейная война
Юрий Сомов / @ РИА "Новости"
В первом же матче Кену Драйдену приходилось показывать чудеса эквилибристики, чтобы отбиваться от советских хоккеистов.

В истории спорта есть много захватывающих моментов. А есть – легендарные. 

Суперсерия 1972 года – то, что осталось навсегда в сердцах советских и канадских фанатов. Момент, когда хоккей был взломан. Две идеологии, столь разные, впервые столкнулись друг с другом в хоккейной коробке. Современный хоккей – это комбинация советско-канадской игры, которую показали две великие сборные в той невероятной Суперсерии.

Канада поначалу смеялась над советскими хоккеистами. Для неё это были "роботы", которых воспитала закостенелая, режимная страна. Канада смеялась над "липовыми" титулами, которыми увешала себя сборная СССР, – чемпионы мира, олимпийские чемпионы... 

Канада считала истинным чемпионом только себя – и никого рядом не ставила. 

Игроки, выступавшие в Национальной хоккейной лиге, были полубогами – или даже богами, на которых реально молились. Они словно сошли с постеров. Играли безбашенно, без защиты, кость в кость. 

Каждая игра будет дворовой заварушкой. И когда осядет пыль – на льду будут лежать побитые Канадой враги. Так себе представляла североамериканская страна матчи Суперсерии. И никакой "Суперсерией" канадцы грядущие встречи с советскими хоккеистами не считали. Они думали, это лишь возможность размяться, настроиться на очередные битвы в НХЛ.

Но вот прошёл первый матч в Монреале... Советские хоккеисты покуражились над обалдевшими профессионалами, которые просто не знали, куда бежать, что делать, кому жаловаться. Они уходили со льда с опущенными головами, раздавленные, униженные. 

Жан-Поль Паризе не понимает, что происходит, почему советские хоккеисты доминируют на площадке.
Юрий Сомов / @ РИА "Новости"
Жан-Поль Паризе не понимает, что происходит, почему советские хоккеисты доминируют на площадке.

Только что им преподали урок – и таких сентябрьских уроков будет ещё много. 

Канада перестала смеяться. И начала плакать. И лишь в самом-самом конце выдавила из себя вымученную улыбку.

Как это было – устами свидетелей.

Мнение болельщиков

Майкл Бодри, Le Journal de Montreal

Мне было 16. И у меня была проблема: я вообще-то любил советских хоккеистов. Они были смиренными, скромными. Канадцы же считали себя суперзвёздами! Им платили как королям, они одевались как знать. Их считали хоккейными императорами. И они смотрели на "Советы" свысока. Относились нагло. 

До первой игры мы не знали ни одного игрока из СССР! Они были странными, в этих своих старых кожаных коньках, с ещё более древними клюшками, изношенных перчатках... Вызывали скорее жалость. Всё говорило о том, что грядёт унижение. Мы считали, что огненная Канада сокрушит "вялых коммунистов" в Монреале. 

Я был на том матче. Даже на разминке канадцы выглядели холёно. Улыбались, были чванливыми, подмигивали друг другу. Похлопывали по задницам. Взъерошивали длинные волосы, обильно смазанные Brylcreem. 

У русских же были шлемы-каски и лица как у военных. Мы готовы были поклясться, что они несчастны. Тем более оказавшись в клетке со львами. 

Прошло всего 30 секунд – и толстяк Эспозито забросил шайбу. Спустя шесть минут Хендерсон добавил ещё гол.

Канада празднует гол в ворота Владислава Третьяка, но со льда команда "Кленовых листьев" уйдёт разгромленной – 3:7.
Юрий Сомов / @ РИА "Новости"
Канада празднует гол в ворота Владислава Третьяка, но со льда команда "Кленовых листьев" уйдёт разгромленной – 3:7.

А затем произошло самое мощное землетрясение в истории хоккея! Эти бесстрастные, прочные как сталь люди, эти солдаты вдруг выхватили оружие. В конце периода внезапно они продемонстрировали потрясающую игру в пас, мы такого практически никогда не видели на североамериканских площадках. Они постоянно перестраивались, взаимодействовали, всё делали на сумасшедших скоростях. Складывалось ощущение, что их 10 человек на площадке! И вот они забили гол, после чего взяли игру целиком под свой контроль...

В эту субботу, 2 сентября 1972 года, на улице Этуотер в Монреале, мы узнали, что хоккей может быть иным. Ах, какой это был вечер! Мы с дядей покинули легендарный каток с чувством, что нам преподали урок. 

Потом, в шестом матче Бобби Кларк ударил Валерия Харламова будто топором, намеренно сломав лучшему игроку СССР лодыжку. Я больше не уважал этого первобытного, пещерного человека из Саскачевана. 

Канада выиграла серию, но "на тоненького". А главным победителем стал именно хоккей. Оказалось, это командный вид спорта!

Пол Шнайдерайт, Saltaire Network

Вот что я помню. Решающая игра была назначена на 28 сентября 1972 года. В тот день после обеда у меня был урок английского. Нам преподавала современная женщина. Иногда на уроках даже пела попсу. Клёвая!

Когда я вошёл в класс, она дала указание передвинуть столы и стулья, чтобы соорудить импровизированные трибуны. Поставила маленький телевизор на стол, напротив нашей "трибуны". Включила матч и присоединилась к тем, кто сидел в первом ряду. 

Два часа мы или аплодировали, или стонали. Перед последним периодом Канада проигрывала 3:5. Настроение в классе было мрачным.

Конечно, мы все знаем, что произошло дальше. Когда Хендерсон забил и вывел Канаду вперёд (6:5), наш класс "взорвался". Молодая учительница и сидевшие рядом ученики принялись обниматься, кто-то прыгал от радости. 

Клянусь, я точно помню, что из соседнего окна раздалось громкое "ура" и оно разнеслось – не только по школе, но и, наверное, по всему городу. Мне нравится думать, что и по стране тоже!

В тот день вся Канада взяла паузу, чтобы посмотреть хоккейный матч. Это уже было чем-то большим, чем просто спортивное противостояние. Не знаю, правильно это или нет, но многие считали, что скрестили клюшки две системы. 

Некоторые канадские хоккеисты говорили, что ощущение от той победы было даже слаще, чем выигрыш Кубка Стэнли. Впервые канадцы болели за одну команду, а не просто за какой-то клуб НХЛ. А концовка серии идеально подходит для бестселлера. 

Прошло 50 лет, но я всё ещё отчётливо помню те эмоции...

Как хоккей стал войной

Первый матч. Бобби Кларк снёс Александра Мальцева, затем ударил его клюшкой по голове.

Шестой матч. Бывший форвард "Монреаля" Джон Фергюсон посоветовал Бобби Кларку преследовать на льду Валерия Харламова. Тот так увлёкся этой сомнительной задачей, что сломал ему лодыжку наглым ударом двумя руками.

Седьмой матч. Фил Эспозито угрожал советскому капитану Борису Михайлову – провёл пальцем по горлу. Позже этот "трюк" повторил Гэри Бергман. Но Михайлов ответил. Во время борьбы в углу площадки ударил Бергмана по ноге так, что у канадца потекла кровь.

Восьмой матч. Бергман пытался разобраться с судьёй. Зак Паризе, разгневанный буллитом, поднял клюшку, пытаясь сломить судье волю (а то и нос). Тренер "Кленовых листьев" Гарри Синден, потеряв рассудок, швырял стулья на лёд. Размахивая клюшками, канадские игроки устроили стычку с московской милицией, которая пыталась сдержать члена команды Алана Иглсона – тот перемахнул через несколько рядов, чтобы разобраться с судьёй.

После Суперсерии канадцы оправдывали свои агрессивные действия тем, что на льду реально шли военные действия. Журналист New York Times счёл, что накал страстей был даже выше, чем в баскетбольном финале США – СССР в Мюнхене (победили советские игроки) или шахматная дуэль Борис Спасский – Роберт Фишер (победил американец). Все эти события происходили тогда же!

После четвёртого матча в Ванкувере, который снова выиграли советские хоккеисты (и повели в серии), канадские фанаты начали уничтожать королей, с которых посшибали короны, – свистом и криками: "Бу-у-у!" 

Едва способный членораздельно говорить великий Фил Эспозито обратился после проигрыша к нации по телевидению: "Мы пытались... Для всей Канады... Мы делали всё что могли! И для людей, которые сейчас освистывали нас... Боже, я действительно... Все мы, парни на льду, обескуражены... И мы разочарованы... Мы знаем, вы ждёте, но мы стараемся изо всех сил! Я имею в виду, что мы правда делаем всё что можем, но у них... хорошая команда. Давайте смотреть фактам в лицо". 

3000 канадских фанатов всё же верили в своих – и отправились в Москву, чтобы на каждом матче кричать: "Да, да, Канада! Нет, нет, Советы". (Da, da, Canada. Nyet, nyet, Soviet).

22 сентября, Москва. Канадские фанаты продолжают верить в команду.
Дмитрий Донской / @ РИА "Новости"
22 сентября, Москва. Канадские фанаты продолжают верить в команду.

Только ярость на льду пробудила канадцев, заставила их показывать всё мастерство, что у них было (и даже больше). Вот почему в "советской" части суперсерии заокеанские профессионалы шли на лёд против "любителей" именно воевать, а не играть. 

"Да, это была настоящая война! – сказал уже после Суперсерии Фил Эспозито. – Я не сомневаюсь, что мог бы даже убить ради победы". 

Бобби Кларк в документальном фильме так вспоминал свой зверский приём на Харламове: "Вообще не знаю, о чём думал – это был ужасный поступок. Но точно мне было приятно". 

Незадолго до смерти сам Харламов так оценил эпизод: "Я посмотрел в его налитые злостью глаза, увидел его клюшку, которой он орудовал как мечом. И не понимал, что он делает. Это не имело никакого отношения к хоккею".

"Давление шло на обе команды. В какой-то момент я обнаружил, что совершаю поступки, которые для меня были нехарактерными. Из-за бешеных эмоций", – рассказывал хоккеист канадской команды Рон Эллис.

Капитан сборной Советского Союза Борис Михайлов в победном матче против Канады, который состоялся во Дворце спорта в Москве.
Дмитрий Донской / @ РИА "Новости"
Капитан сборной Советского Союза Борис Михайлов в победном матче против Канады, который состоялся во Дворце спорта в Москве.

"Хоккей был тем, чем Канада могла похвастаться, ведь мы были величайшей хоккейной нацией в мире, – рассказывал TSN тренер Гарри Синден. – И вдруг это было оспорено! Мы были так близки к тому, чтобы потерять величие... Канадцы это знали, злились. Они искренне нас ненавидели. Это был не просто спорт, а геополитика. Вот почему это так влияло на всех нас. Даже те, кто был далёк от спорта, следили за серией. Знаете, я ведь чётко ощущаю наследие этой битвы. Наследие нашей команды. Думаю, это чувствуют и все канадские болельщики. Это что-то вроде хорошего вина, ценность которого с каждым годом только растёт.

Мы запомнили о Суперсерии всё, каждую детальку! Совместный ужин, перелёты, конкретные матчи. Это всё в совокупности оказало неизгладимое впечатление на каждого канадского игрока... Что запомнил больше всего я? Когда Хендерсон забивал решающий гол, я... не смотрел на лёд! Русские были знамениты своими контратаками на меньшее количество игроков – три против двух. Мы делали всё, чтобы сократить количество подобных прорывов. И как раз взяли тайм-аут после того, как забили очередной гол. Я предупредил команду на скамейке запасных, чтобы были внимательны. И что вы думаете? Первое, что произошло на площадке – выход три в два! Я не мог, ну не мог на это смотреть! И опустил голову, ведь ничем хорошим это не могло для нас закончиться..."

Как ни бился в решающем матче с канадцами Владислав Третьяк, победа осталась за гостями.
Александр Макаров / @ РИА "Новости"
Как ни бился в решающем матче с канадцами Владислав Третьяк, победа осталась за гостями.

Голкипер "Кленовых листьев" Кен Драйден в интервью CTV Montreal вспоминал: "Мы тогда бились за всю Канаду! Мы изобрели хоккей, мы его развивали, мы были лучшими в мире. И всё же почему-то каждый год, начиная с 60-х, чемпионами мира называли хоккеистов СССР... И тут вдруг "Советы" показали, что они не только умеют играть – они делают это на самом топовом уровне! И тогда-то пришло понимание: а может быть, есть не только канадский способ игры в хоккей... Я думаю, корни нынешнего Александра Овечкина уходят в Суперсерию 1972 года. И корни Уэйна Гретцки – оттуда же". 

В своих мемуарах великий голкипер также вспоминал: "В 1972 году мы доминировали в наших, чисто канадских фишках – силовая игра у бортов, броски, игра корпусом, клюшкой, вбрасывания, запугивания, щелчки с дистанции, эмоции. В конце концов этого оказалось достаточно для победы. Но было тревожно. "Советы" были лучше в классике – игре в пас, на открытых участках льда, в командном хоккее, скорости, добиваниях у ворот.

Я помню, как после решающей победы мы покрикивали в раздевалке. Обнимались. Ну, как бывает, когда побеждаешь на крупном турнире. Но потом я вспоминал и другое. Было не так уж и громко, как могло бы быть. Да, некоторые обнимались, широко улыбались. Но большая часть игроков просто сидели, погружённые в себя. Было даже как-то тихо. Да, праздновали, и это были очень, очень глубокие эмоции... Но, кроме того, было ощущение, что в нас стреляли – и чудом для нас промахнулись. Поэтому в раздевалке мы на самом деле испытывали огромное облегчение!"

Статистика

Первый матч. 2 сентября 1972 года. Монреаль. Зрителей: 18 188. Канада – СССР – 7:3 (2:2, 0:2, 1:3). Броски: 32:30. Голы: Эспозито, 1, Хендерсон, 7, Зимин, 12, Петров, 18, Харламов, 23, Харламов, 31, Кларк, 49, Михайлов, 54, Зимин, 55, Якушев, 59.

Счёт в серии – 0:1 (в пользу СССР).

Второй матч. 4 сентября 1972 года. Торонто. Зрителей: 16 485. Канада – СССР – 4:1 (0:0, 1:0, 3:1). Броски: 36:21. Голы: Эспозито, 28, Курнуайе, 42, Якушев, 46, Маховлич, 47, Маховлич, 49.

Счёт в серии – 1:1.

Третий матч. 6 сентября 1972 года. Виннипег. Зрителей: 9800. Канада – СССР – 4:4 (2:1, 2:3, 0:0). Броски: 38:25. Голы: Паризе, 2, Петров, 4, Рателль, 19, Эспозито, 25, Харламов, 33, Хендерсон, 34, Лебедев, 35, Бодунов, 39.

Счёт в серии – 1:1.

Четвёртый матч. 8 сентября 1972 года. Ванкувер. Зрителей: 15 570. Канада – СССР – 3:5 (0:2, 1:2, 2:1). Броски: 41:31. Голы: Михайлов, 3, Михайлов, 8, Перро, 26, Блинов, 27, Викулов, 34, Голдсуорси, 47, Шадрин, 52, Халл, 60.

Счёт в серии – 1:2.

Пятый матч. 22 сентября 1972 года. Москва. Зрителей: 15 000. СССР – Канада – 5:4 (0:1, 0:2, 5:1). Броски: 33:37. Голы: Паризе, 16, Кларк, 23, Хендерсон, 32, Блинов, 44, Хендерсон, 45, Анисин, 50, Шадрин, 50, Гусев, 52, Викулов, 55.

Счёт в серии – 1:3.

Шестой матч. 24 сентября 1972 года. Москва. Зрителей: 15 000. СССР – Канада – 2:3 (0:0, 2:3, 0:0). Броски: 29:22. Голы: Ляпкин, 22, Халл, 26, Курнуайе, 27, Хендерсон, 27, Якушев, 38.

Счёт в серии – 2:3.

Седьмой матч. 26 сентября 1972 года. Москва. Зрителей: 15 000. СССР – Канада – 3:4 (2:2, 0:0, 1:2). Броски: 31:25. Голы: Эспозито, 5, Якушев, 11, Петров, 17, Эспозито, 18, Жильбер, 43, Якушев, 46, Хендерсон, 58.

Счёт в серии – 3:3.

Восьмой матч. 28 сентября 1972 года. Москва. Зрителей: 15 000. СССР – Канада – 5:6 (2:2, 3:1, 0:3). Броски: 27:36. Голы: Якушев, 4, Эспозито, 7, Лутченко, 14, Парк, 17, Шадрин, 21, Уайт, 31, Якушев, 32, Васильев, 37, Эспозито, 43, Курнуайе, 53, Хендерсон, 60.

Счёт в серии – 4:3 (победила Канада).

Читайте также: