Изофабрика вернёт итальянское настроение и снова соберёт художников

В районе станции метро "Аэропорт" восстановят Изофабрику – уникальное здание, возведённое по итальянским образцам в 1930-е годы
Изофабрика вернёт итальянское настроение и снова соберёт художников
Девелопер городских кварталов FORMA
Геннадий Иваненко показывает, как работают реставраторы скульптурных форм.

— Выравнивать нужно быстро, — реставратор кремлёвских сооружений и Троице-Сергиевой лавры Геннадий Иваненко показывает журналистам, как нужно работать кистью по застывающей силиконовой массе.

Голубоватой массой мы обмазываем гипсовые макеты маскаронов — так называют горельефные изображения мифологических персонажей или животных в виде масок, которые размещают на фасадах зданий. После того как масса застынет, сверху нужно сделать толстую, в три слоя, форму из гипса. Мешки с сухим гипсом и вёдра с водой угрожающе громоздятся посреди нашего длинного стола.

Из этой гипсовой и силиконовой форм получится новый маскарон.
Девелопер городских кварталов FORMA
Из этой гипсовой и силиконовой форм получится новый маскарон.

— Да, работа у нас непростая, всё нужно делать руками, — подтверждает наши опасения Геннадий Эдуардович и решительно запускает руку в мешок, из которого немедленно поднимается столбик гипсовой пыли. Через пару минут вокруг вёдер на столе уже мутные лужицы, на гипсовую пыль никто не обращает внимания и утомлённые ежедневным общением с компьютерами офисные девушки в летних шелках с готовностью замешивают гипсовую массу и формуют маскароны.

Геннадий Иваненко и его ученики.
Девелопер городских кварталов FORMA
Геннадий Иваненко и его ученики.

Именно так будут работать московские реставраторы над капителями 26 колонн Изофабрики — одного из зданий "Всекохудожника", или Всероссийского кооперативного союза работников изобразительного искусства. За прошедшие с момента его возведения 90 лет здание пережило многое — во время войны здесь даже делали снаряды. Однако, несмотря на заложенные кирпичом арки, в его облике сразу узнаётся силуэт ренессансного итальянского палаццо. В 1930-е годы его спроектировал архитектор Георгий Гольц, который привёз из поездки в Италию любовь к творениям Филиппо Брунеллески, прославленного зодчего XV века.

Пока мы бредём по стройплощадке к зданию Изофабрики, кажется, что спустя 90 лет от искусства здесь практически ничего не осталось: справа котлован, слева — строительные бытовки, прямо — лес из арматуры. Однако стоит поднять голову — и ты поражаешься: боковая башенка с полукруглыми окнами выглядит совсем по-итальянски — под её крышей даже сохранились старые кронштейны.

Обнаруженная в процессе исследовательских работ колонна, которая станет образцом для восстановления элементов декора здания.
Девелопер городских кварталов FORMA
Обнаруженная в процессе исследовательских работ колонна, которая станет образцом для восстановления элементов декора здания.

Кроме колонн, реставраторы и архитекторы восстановят оформление фасадов, оконные проёмы с полукруглым завершением, перекрытия и лестницы. Здание будет именно таким, каким его задумал архитектор, — и заниматься здесь будут тем же, чем и 90 лет назад: откроют художественные и образовательные студии.

Пока мы ходили смотреть на готовящуюся к реставрации Изофабрику, гипсовая форма застыла и мы принимаемся за главное — как настоящие скульпторы, начинаем отливать маскароны. После всего увиденного московская жара и голубое, совсем итальянское небо заставляют почувствовать себя, конечно, не Брунеллески, но точно каким-то его далёким, почти итальянским подмастерьем.

Юлия Гапоненко, руководитель по работе с объектами культурного наследия компании FORMA
“Согласно предмету охраны мы полностью сохраним объёмно-пространственную композицию 1933—1938 гг., включая открытое пространство арочной галереи на восьмигранных колоннах. Будет отреставрировано 26 уникальных колонн, которые когда-то венчали капители с роскошным орнаментом из листьев и цветов. Ценный архитектурный декор считался утраченным. Но во время исследований в нескольких местах по фасаду под отделкой были обнаружены чудом уцелевшие фрагменты. Скульпторам предстоит ювелирная работа: собрать множество мельчайших деталей воедино, воссоздав капители в историческом виде, и затем провести набивку готовых архитектурных форм. Весь процесс займет около 3-4 месяцев”.
Юлия Гапоненко, руководитель по работе с объектами культурного наследия компании FORMA
Так выглядела Изофабрика в 1930-е годы.
Так выглядела Изофабрика в 1930-е годы.

Изофабрика – настоящая "жемчужина" района Аэропорт

  • Здание Изофабрики возводилось в 1930-е годы на месте бывшего села Всехсвятское и задумывалось как часть московской фабрики искусств. Артель принимала серийные заказы на скульптуру, литьё, живописные панно и мозаики, которые затем доставлялись во все уголки страны.
  • Реализовать проект Изогородка пригласили амбициозного молодого архитектора Георгия Гольца, ученика Ивана Жолтовского – известного "палладианца", адепта итальянских архитектурных форм. Творческой лабораторией Изогородок оставался до 1950-х годов. Затем территорию передали режимному оборонному предприятию и она была недоступна для посещения. За десятилетия в безвестности корпуса и мастерские надстраивались и перестраивались.
  • Реставрацию обещают завершить в 2027 году, работы будут вестись под контролем Департамента культурного наследия Москвы.
  • Зданию будет полностью возвращён его исторический облик.
Так Изофабрика будет выглядеть совсем скоро.
Девелопер городских кварталов FORMA
Так Изофабрика будет выглядеть совсем скоро.