— Выравнивать нужно быстро, — реставратор кремлёвских сооружений и Троице-Сергиевой лавры Геннадий Иваненко показывает журналистам, как нужно работать кистью по застывающей силиконовой массе.
Голубоватой массой мы обмазываем гипсовые макеты маскаронов — так называют горельефные изображения мифологических персонажей или животных в виде масок, которые размещают на фасадах зданий. После того как масса застынет, сверху нужно сделать толстую, в три слоя, форму из гипса. Мешки с сухим гипсом и вёдра с водой угрожающе громоздятся посреди нашего длинного стола.
— Да, работа у нас непростая, всё нужно делать руками, — подтверждает наши опасения Геннадий Эдуардович и решительно запускает руку в мешок, из которого немедленно поднимается столбик гипсовой пыли. Через пару минут вокруг вёдер на столе уже мутные лужицы, на гипсовую пыль никто не обращает внимания и утомлённые ежедневным общением с компьютерами офисные девушки в летних шелках с готовностью замешивают гипсовую массу и формуют маскароны.
Именно так будут работать московские реставраторы над капителями 26 колонн Изофабрики — одного из зданий "Всекохудожника", или Всероссийского кооперативного союза работников изобразительного искусства. За прошедшие с момента его возведения 90 лет здание пережило многое — во время войны здесь даже делали снаряды. Однако, несмотря на заложенные кирпичом арки, в его облике сразу узнаётся силуэт ренессансного итальянского палаццо. В 1930-е годы его спроектировал архитектор Георгий Гольц, который привёз из поездки в Италию любовь к творениям Филиппо Брунеллески, прославленного зодчего XV века.
Пока мы бредём по стройплощадке к зданию Изофабрики, кажется, что спустя 90 лет от искусства здесь практически ничего не осталось: справа котлован, слева — строительные бытовки, прямо — лес из арматуры. Однако стоит поднять голову — и ты поражаешься: боковая башенка с полукруглыми окнами выглядит совсем по-итальянски — под её крышей даже сохранились старые кронштейны.
Кроме колонн, реставраторы и архитекторы восстановят оформление фасадов, оконные проёмы с полукруглым завершением, перекрытия и лестницы. Здание будет именно таким, каким его задумал архитектор, — и заниматься здесь будут тем же, чем и 90 лет назад: откроют художественные и образовательные студии.
Пока мы ходили смотреть на готовящуюся к реставрации Изофабрику, гипсовая форма застыла и мы принимаемся за главное — как настоящие скульпторы, начинаем отливать маскароны. После всего увиденного московская жара и голубое, совсем итальянское небо заставляют почувствовать себя, конечно, не Брунеллески, но точно каким-то его далёким, почти итальянским подмастерьем.
Изофабрика – настоящая "жемчужина" района Аэропорт
- Здание Изофабрики возводилось в 1930-е годы на месте бывшего села Всехсвятское и задумывалось как часть московской фабрики искусств. Артель принимала серийные заказы на скульптуру, литьё, живописные панно и мозаики, которые затем доставлялись во все уголки страны.
- Реализовать проект Изогородка пригласили амбициозного молодого архитектора Георгия Гольца, ученика Ивана Жолтовского – известного "палладианца", адепта итальянских архитектурных форм. Творческой лабораторией Изогородок оставался до 1950-х годов. Затем территорию передали режимному оборонному предприятию и она была недоступна для посещения. За десятилетия в безвестности корпуса и мастерские надстраивались и перестраивались.
- Реставрацию обещают завершить в 2027 году, работы будут вестись под контролем Департамента культурного наследия Москвы.
- Зданию будет полностью возвращён его исторический облик.