Сеть доставки еды "Ёбидоёби" постоянно бомбардируют исками с требованиями сменить название. За семь лет существования бренда на него подавали в суд около 20 раз. В последний раз – 7 апреля этого года –арбитражный суд Красноярского края обязал сеть изменить название юридического лица "из-за противоречий принципам гуманности и морали". Владельцы бренда, в свою очередь, настаивают на том, что в переводе с японского это всего лишь означает "День недели – суббота", и в ответ на решение суда подали апелляцию.
В доказательство тому, что менять название создатели не намерены, компания решила создать Ассоциацию брендов со спорным неймингом (читайте – скандальными названиями), чтобы совместно отстаивать свое право называться так, как они считают нужным. На сегодняшний день в состав ассоциации входят: магазин интимных товаров "В гостях у смазки", крафтовая сидрерия "Сосидр", пивной магазин "Сиська пива", магазин рыболовных товаров "Козявочная" и рюмочная "Дядя Блёва".
Как считает сооснователь ассоциации Константин Зимен, ничего недопустимого в названии их бренда нет, а граница между креативным маркетингом и нормами приличия очень субъективна и определить её сложно, ведь грань дозволенного у каждого своя.
– Креативное и эпатажное название бренда может привлечь внимание, вызвать шумиху и оказать долгосрочное влияние на конкурентный рынок. Это самовыражение и индивидуальность бренда, которых многим не хватает. Но, конечно, учитывать последствия тоже важно. Мы всегда действуем в рамках адекватности, но можем позволить себе добавить эпатажа – это наша фишка. И мы оцениваем риски и несем за них ответственность. Конечно, есть определенные границы, которые пересекать не стоит и которые действительно нарушают закон или общеизвестные нормы морали. Например, которые содержат призыв к насилию, прямые оскорбления, дискриминацию, обман потребителей, – объясняет Константин.
Также он отметил, что реакция на создание ассоциации разная – кто-то посчитал это забавным, кто-то – нет, но в целом идею поддерживают, судя по комментариям в соцсетях. Более того, в ассоциацию уже попросилась сеть зоомаркетов "Сабака сутулая" из города Королёв, а по телеграм-каналам распространились фото нового эпатажного продукта – пива под названиями "Какий" и "Писий".
Алексей Гатин, юрист и управляющий партнёр компании "Закон и налоги", рассказал Metro, что юридически допустимы любые вывески и названия, соответствующие общественным интересам, но вот название бренда доставки японской еды, по его мнению, им не соответствует.
– Название содержит в себе нецензурное слово или высказывание и может вызывать стойкую ассоциацию с нецензурным словом у неограниченного круга лиц, что, в свою очередь, и противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали. Поэтому подобные наименования использовать нельзя. К тому же любому человеку понятно, почему выбрано именно такое название – чтобы обратить внимание на бренд и выделиться. Мне кажется, что лучше выделиться качеством продукта.
Проанализировав названия брендов, уже вошедших в ассоциацию, эксперт пришёл к выводу, что в каждом явно прослеживается переход той самой "грани дозволенного" из-за того, что слова имеют однозначный смысл и ассоциацию.
– Создание ассоциации – просто попытка привлечь большее внимание к бренду, но на исход судебных дел это не повлияет. Уверен, что большинство общественности, а также добросовестный бизнес поддержит данные судебные акты и подход государства.
Борьба за моральный облик общества происходит на постоянной основе. Не так давно разразился скандал в связи с открытием в Москве заведения "Уебар". Согласно статье Life, бар с неоднозначной тематикой обвинили в пропаганде нецензурной лексики и алкоголизма. Лигу безопасного Интернета, направившую заявление в прокуратуру, возмутило хамское отношение персонала и противоречивые названия в меню вроде "Лососни тунца".
Битва за сохранение названия ещё не окончена и представители компании "Ёбидоёби" заявили, что готовы бороться до конца. Тем временем остаётся открытым вопрос: если люди уже семь лет голосуют за бренд рублём, значит ли это, что некоторому числу потребителей такой подход не кажется оскорбительным?