"Историческое событие" Как БКЛ изменила столицу

Ровно год назад, 1 марта 2023 года, президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли движение поездов по всей Большой кольцевой линии метрополитена. 70 километров, 31 станция – БКЛ стала самой протяжённой Кольцевой линией метро в мире
"Историческое событие" Как БКЛ изменила столицу
AO "Мосинжпроект"
Станция "Сокольники" БКЛ

Как её запуск повлиял на городскую транспортную систему, сколько времени пассажиры экономят в дороге и почему проект Большой кольцевой линии не имеет мировых аналогов, рассказали Metro руководитель Стройкомплекса Москвы Андрей Бочкарёв и представители холдинга "Мосинжпроект"

Андрей Бочкарёв, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
AO "Мосинжпроект"
Андрей Бочкарёв, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
ЦИТАТА
Открытие БКЛ стало историческим событием для Москвы и всего столичного метростроения. Большое кольцо кардинально изменило транспортную географию города. Миллионы жителей Москвы и Подмосковья получили возможность составлять более быстрые и удобные маршруты, экономя до 45 минут времени в поездках. Почти на четверть разгрузились самые востребованные станции метро и Кольцевая линия, благодаря чему в подземке стало свободнее. Снизилась и нагрузка на дороги, ведь многие горожане отказались от поездок на личном транспорте и теперь пользуются метро. Техническая возможность, заложенная ещё на стадии проектирования БКЛ, позволяет тянуть от неё радиальные линии метро в любую точку города. Так, уже в этом году планируем завершить основные строительные работы на первом участке Троицкой линии, на очереди – создание Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской. Большое кольцо также дало мощный импульс развитию прилегающих к нему территорий, где сегодня строится жильё, инфраструктура и создаются новые рабочие места.
— Андрей Бочкарёв, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Юрий Кравцов, генеральный директор АО "Мосинжпроект"
AO "Мосинжпроект"
Юрий Кравцов, генеральный директор АО "Мосинжпроект"
ЦИТАТА
Большое кольцо метро – уникальный инфраструктурный проект, над реализацией которого трудились тысячи специалистов, включая сотрудников холдинга "Мосинжпроект". Можно смело говорить о том, что этот проект стал результатом грамотной административно-организационной работы и профессионального взаимодействия руководства города, его жителей, строительных и транспортных организаций. Всего за год, прошедший со дня полного запуска, БКЛ стала неотъемлемой частью транспортной системы столицы. Сегодня команда холдинга продолжает работу по усовершенствованию инфраструктуры Большой кольцевой линии. С вводом в эксплуатацию "Аминьевского" количество электродепо, обслуживающих БКЛ, увеличилось до трёх. В ближайшее время пассажиры БКЛ получат более комфортные пересадки на радиальные направления Московского метрополитена, на некоторых станциях будут открыты дополнительные вестибюли и входные павильоны.
— Юрий Кравцов, генеральный директор АО "Мосинжпроект"
Цифры
  • 45 минут – составила экономия времени в пути с запуском Большой кольцевой линии
  • 450 км – проезжает один поезд на БКЛ в среднем за сутки. Это больше, чем расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода
Павел Дудулин исполнительный директор по девелопменту АО "Мосинжпроект"
AO «Мосинжпроект"
Павел Дудулин исполнительный директор по девелопменту АО "Мосинжпроект"
ЦИТАТА
Запуск Большой кольцевой линии не только улучшил транспортную доступность столичных районов – сами станции БКЛ служат драйверами развития территорий. На их базе формируются городские вокзалы, включающие в себя помимо пересадочной инфраструктуры коммерческие площади и социальные объекты, создающие новые рабочие места. Так, одним из крупнейших транспортных хабов, направленных на создание нового центра деловой и общественной активности за пределами центра Москвы, становится пересадочный комплекс "Нижегородская". В составе одной из самых глубоких станций БКЛ, "Савёловской", появится современный гостиничный комплекс, а городской вокзал Текстильщики дополнит торгово-развлекательный центр, в котором расположится также офис "Мои документы".
— Павел Дудулин, исполнительный директор по девелопменту АО "Мосинжпроект"
Валерий Кивлюк, исполнительный директор-руководитель дивизиона по строительству метро АО "Мосинжпроект"
AO «Мосинжпроект"
Валерий Кивлюк, исполнительный директор-руководитель дивизиона по строительству метро АО "Мосинжпроект"
ЦИТАТА
Большая кольцевая линия метро остаётся для нашей компании самым масштабным проектом в части инновационных разработок и сложных инженерных решений. Годовщина запуска движения по БКЛ воспринимается нами как личное достижение каждого члена команды холдинга и напоминает о важности работы, которую мы выполняем на благо города. БКЛ для нас – это не просто ещё один завершённый строительный объект компании, это 31 уникальная по своему оформлению станция, самые длинные в России двухпутные тоннели, десятки пересадок на другие транспортные маршруты города. За этот год проект Большой кольцевой линии многократно отмечен отраслевыми наградами и премиями, и даже был включён в Книгу рекордов России.
— Валерий Кивлюк, исполнительный директор-руководитель дивизиона по строительству метро АО "Мосинжпроект"
Константин Маслаков, генеральный директор "МИПСТРОЙ 1"
AO «Мосинжпроект"
Константин Маслаков, генеральный директор "МИПСТРОЙ 1"
ЦИТАТА
Большое кольцо – символ всей программы развития московского метро. Для его реализации были разработаны передовые инженерные решения, сконцентрированы все производственные мощности и ресурсы. Например, чтобы обеспечить масштабное строительство в сжатые сроки, для проведения проходческих работ были задействованы современные тоннелепроходческие комплексы. В общей сложности 33 ТПМК вели проходку тоннелей Большого кольца (при этом в 2020 году столичные метростроители установили мировой рекорд Гиннесса по щитовой проходке – тогда на строительстве метро одновременно работали 23 проходческих щита). Кстати, по старой традиции ТПМК называют женскими именами – "Лилия", «"Виктория", "Надежда", а один и вовсе получил символичное имя "Победа".
— Константин Маслаков, генеральный директор "МИПСТРОЙ 1"
Александр Мягков, директор направления строительства – главный инженер АО "Мосинжпроект"
AO «Мосинжпроект"
Александр Мягков, директор направления строительства – главный инженер АО "Мосинжпроект"
ЦИТАТА
С инженерной точки зрения Большая кольцевая линия стала для нашей команды одним из самых сложных проектов. Для обеспечения надлежащей работы и интеграции станционных комплексов в систему действующего метрополитена на каждом из них в среднем было смонтировано порядка 55 инженерных систем. БКЛ – это тысячи единиц высокотехнологичного оборудования, а длина проложенной на БКЛ кабельной продукции превышает половину длины экватора.
— Александр Мягков, директор направления строительства – главный инженер АО "Мосинжпроект"
Михаил Надот, заместитель генерального директора АО "Мосинжпроект" по инжинирингу
AO «Мосинжпроект"
Михаил Надот, заместитель генерального директора АО "Мосинжпроект" по инжинирингу
ЦИТАТА
За годы работы над проектом Большой кольцевой линии команда "Мосинжпроекта" достигла успеха в области применения и совершенствования технологий информационного моделирования на стройке. Разработка и использование общей цифровой среды, необходимой для управления всем проектом, позволили избежать коллизий и задержек сроков исполнения работ. Более того, компания успешно интегрировала в работу российское программное обеспечение, что также положительно отражается на сроках и качестве строительства. На сегодняшний день мы успешно масштабируем полученные разработки на другие проекты, реализуемые с участием холдинга.
— Михаил Надот, заместитель генерального директора АО "Мосинжпроект" по инжинирингу
Рустам Черкесов, генеральный директор проектного института "Мосинжпроект"
AO «Мосинжпроект"
Рустам Черкесов, генеральный директор проектного института "Мосинжпроект"
ЦИТАТА
Три станции, ранее существующие, были полностью реконструированы и интегрированы в Большую кольцевую линию с участием специалистов проектного института холдинга 
"Мосинжпроект". Работы на "Каховской", "Варшавской" и "Каширской" проведены с большим вниманием к деталям отделки, представляющим историческую ценность. Уникальные барельефы, панно, элементы освещения и отделки вернулись на платформы в обновлённом виде, полностью сохранив свою аутентичность. Практика по сохранению уникальных художественных элементов при создании Большой кольцевой линии (БКЛ) метро была высоко оценена на II Международном симпозиуме НК ИКОМОС.
— Рустам Черкесов, генеральный директор проектного института "Мосинжпроект"
AO "Мосинжпроект"
Только факты
  • Длина БКЛ — 70 км. Это самое длинное метрокольцо в мире.
  • При строительстве Большой кольцевой линии установлен национальный рекорд по протяжённости двухпутных тоннелей – 11 568 метров. Результат официально зафиксирован в Книге рекордов России.
  • В мегапроекте по строительству БКЛ участвовало около 20 тысяч специалистов, работы велись круглосуточно, в три смены. В пиковый период строительства БКЛ в сутки на участках трудилось более 11 тысяч человек.