Искусственный интеллект: не решит всё за врача, но точно ему поможет

Сотрудники сервиса "ЕМИАС. ИНФО" выяснили, что в 2024 году к услугам электронной медицинской карты обращалось более 235 миллионов человек. Одним из важных нововведений платформы последнего времени стало интегрирование в неё искусственного интеллекта
Искусственный интеллект: не решит всё за врача, но точно ему поможет
Елена Купцова
Татьяна на приёме, который ведёт Влада Денежкина.

Искусственный интеллект прочно вошёл в работу столичных врачей и пациентов. Одним он помогает  собирать основные жалобы на самочувствие пациента перед приёмом, а вторым – записываться к медикам проще и быстрее. Metro побывало в Диагностическом центре № 3 на Сормовской улице и узнало, как ИИ работает на практике.

Перед кабинетом терапевта сидит Татьяна. Она ожидает своего приёма.

– А вы как записались к врачу, через стойку регистрации? – задаём мы провокационный вопрос.

– Нет. Обычно я это делаю через портал ЕМИАС ИНФО, сидя дома. Я ввожу свои данные, и у меня высвечивается список всех специалистов, к которым я могла бы попасть в нужное мне время, и я выбираю лучший вариант. Очень удобно, – говорит она. – При этом я всегда пользуюсь чат-ботом. Дома, никуда не торопясь и ничего не забывая, отвечаю на все его вопросы и ввожу все свои жалобы. 

– А если вдруг что-то всё же забудете?

–  Смогу потом дорассказать всё врачу во время приёма. Сама запись занимает у меня не более двух минут. Сейчас так удобно стало, все быстро и просто, XXI век, – говорит она.

Кстати, использование ИИ в медицине в столице не новость. Чат-бот существует более трёх лет. ИИ собирает основные жалобы на самочувствие пациента ещё до начала приёма. 

– На базе Единой медицинской информационно-аналитической системы ЕМИАС у каждого пациента есть своя электронная медицинская карта, – говорит терапевт Влада Денежкина. – Благодаря ей пациенту доступно множество услуг, например, просмотр приёмов у врачей, результатов своих анализов и исследований, включая снимки компьютерной томографии, МРТ, флюорографии, рентгенографии. Также, что очень важно, в этой карте отражаются все электронные рецепты. Их теперь необязательно носить с собой в бумажном формате.  Если человек собирается в клинику, он записывается на приём как раз в emias.info. И там же отвечает на вопросы чат-бота о своих жалобах и симптомах. Все ответы сохраняются. Врачу в такой ситуации существенно проще ориентироваться – ему остаётся лишь задать дополнительные вопросы и уточнить, не появились ли новые жалобы, а затем вписать их в систему. Таким образом, у меня сокращается время на заполнение медицинской карты, появляется больше времени на общение с пациентом, разъяснение ему тактики лечения и схемы приёма лекарственных препаратов. Освоить использование такого чат-бота лично мне было совсем несложно, пациенты, думаю, также справились с этой задачей.

Кстати
У родителей также есть доступ к электронным медицинским картам своих детей.  В разделе "Мои прививки", например, они смогут найти данные об истории вакцинации ребёнка (дата и наименование вакцины). Через веб-версию можно загрузить скан-копии справок о прививках и иммунодиагностических тестах, выполненных в частных и федеральных клиниках. Ещё с помощью браузера в разделе "Мои прививки" родители имеют возможность ознакомиться с  региональным календарём детских прививок. При этом, отмечает врач, во время приёма она может пользоваться не только услугами чат-бота, который собирает анамнез, но и советоваться с ним, практически,как с реальным коллегой.

– Во всех взрослых поликлиниках работает система поддержки принятия врачебных решений. Она анализирует все жалобы пациента, оценивает его пол, возраст и анамнез  и предлагает наиболее подходящий предварительный диагноз. В системе высвечивается несколько вариантов, и врач может быстрее выбрать нужный. Иногда бывает, что у пациента очень много жалоб и попросту сложно понять, какую тактику лечения выбрать. Система в этом помогает. Также она может порекомендовать использовать лабораторные или инструментальные методы обследования или консультации других специалистов, которые могут потребоваться пациенту, – говорит Влада Денежкина.

В общем, пользоваться услугами поликлиник сегодня действительно стало проще. Медучреждения сохраняют не только ваше здоровье, но и ваше время.