НАУЧТЕХ

Инженер проанализировал, как преодолевают силу притяжения пепелац и костюм Железного человека

Фантастика и полёты – достаточно "гремучая смесь". На их стыке возникают удивительные идеи, которые подчас далеки от реальности
Кадр из фильма "Железный человек".
kinopoisk.ru

На форуме "Учёные против мифов", организованном российским научно-просветительским порталом Антропогенез.ру, инженер Сергей Грищенко рассказал про киношные фантастические летательные аппараты, способные преодолевать силу притяжения.

Пепелац из фильма "Кин-дза-дза!"

Пепелац – это воплощение противоречий. Почему он может летать – неизвестно. Не зря его упоминают как имя нарицательное, когда речь идёт о сомнительных инженерных разработках.

Конструкция пепелаца производит монументальное впечатление, как будто его проектировали как памятник, а не как летательный аппарат. Про оптимизацию массы плюкане, судя по всему, вообще не слышали. Но есть очевидный плюс – такая конструкция настолько надёжна, что, будучи ржавой консервной банкой, она летает и даже сохраняет герметичность.

Теперь силовая установка – вот она, под крышкой. С ручкой. Топливом выступает так называемый луц. Его делают из воды, «все океаны планеты Плюк на луц извели». При этом сам луц в фильме не показывают. Но что же это может быть? 

– Я думаю, что это термоядерный реактор, а «луц» – это смесь тяжёлой и сверхтяжёлой воды, из которой извлекают дейтерий с тритием и на нём горит реактор, – объясняет Грищенко. – Вроде бы всё логично, да только в таком пепелаце долго не протянуть. Синтез гелия из дейтерия с тритием производит мощный нейтронный поток с сопутствующей радиацией.

Что касается полёта, то самое главное противоречие заключается в том, что просто так тела, по крайней мере в нашей вселенной с нашими законами физики, начать движение не могут. Всему виной – закон сохранения импульса. В фильме же пепелац летает с помощью гравицапы. Это маленькое устройство, которое позволяет перемещаться в любую точку Вселенной. Причём гравицапу в пепелац устанавливать не нужно, её надо просто вовремя открыть и закрыть. Такие вот технологии на Плюке.

Кадр из фильма "Кин-дза-дза!".

Летающая броня Железного человека

Костюм Тони Старка оснащён так называемыми репульсорами, и из них изрыгается, судя по всему, горячая плазма. То есть, в отличие от пепелаца, у нас имеется видимый источник движения – реактивная струя. И всё бы хорошо, но откуда берётся эта струя? Топливо там не сжигается, его некуда впихнуть в этот костюм. Он работает на электричестве, и, может быть, это передовой воздушно-реактивный двигатель, который оснащён плазмотроном? То есть преобразует воздух в плазму, за счёт чего образуется реактивная струя. Но нет же, он и в космосе может работать неограниченно долго, то есть и к плазменному движку его не отнести.

– Единственное объяснение, которое я смог найти, – это свойства самой вселенной Марвел. Она допускает локальное нарушение закона сохранения массы, – рассуждает учёный. – Судите сами: вот спокойный Брюс Беннер, его масса килограммов 60. А вот сердитый Беннер, вернее уже Халк, его масса уже 600 кило. Десятикратный прирост массы, стоит только понервничать. Видимо, нарушение закона сохранения массы там вещь обыденная и есть устройства, которые это используют.

Что касается силовой установки, то она осуществляет холодный ядерный синтез. В нашей Вселенной такое пока что невозможно. Здесь сразу две проблемы. Первая – это мощность. Три гигаватта – это три энергоблока АЭС. Вы бы хотели носить в груди АЭС? Вторая проблема – это проводники. От источника до потребителя эти тераватты надо доставить. Обычные проводники совершенно не подходят. Посмотрите на тоненький проводок, который выходит из реактора Тони Старка. Вот и думайте, насколько это реально.

Кадр из фильма "Железный человек".

Орнитоптер из экранизации "Дюны"

Орнитоптеры из нашумевшего фильма «Дюна» используют машущий полёт. Художники фильма исказили образ аппаратов из книги. Они должны быть похожи на птиц, но в фильме это скорее «стрекозоптеры». Принцип полёта аэродинамический –  это так называемое хлопающее крыло, которое ударяется о воздух с большой скоростью и использует его вязкость для создания подъёмной силы. Здесь проблем нет, такое вполне возможно.

– Сам технический дизайн мне очень понравился, очень эффектно, производит впечатление такой внушительной, надёжной, мощной машины, – говорит Грищенко. – Но у живых летающих существ есть преимущество: они созданы из самовосстанавливающихся материалов. Мышечные волокна могут регенерировать, лопасти винта или крыла орнитоптера – нет. Вибрации, которые будет создавать этот аппарат, могут всё разрушить за считаные минуты. Обычный реактивный аппарат с жёстким крылом и реактивным двигателем будет предпочтительнее, чем такая конструкция. Вертолёт обладает теми же характеристиками. Так зачем городить огород?

И я уже молчу про износ всего этого добра. Вибрации должны быть просто адскими, на материалы конструкции это влияет самым пагубным образом. То есть представьте: у вас на одной чаше весов механизм, жутко вибрирующий, ресурс которого явно ниже, и, чтобы это скомпенсировать, приходится наращивать «мясо», то есть вбухивать больше материала. А на другой чаше – обычное крыло, которое изредка совершает упругие колебания, с максимально возможным ресурсом и оптимальной конструкцией. Решение тут очевидно, на мой взгляд. 

Кадр из фильма "Дюна".