На форуме "Учёные против мифов", организованном российским научно-просветительским порталом Антропогенез.ру, инженер Сергей Грищенко рассказал про киношные фантастические летательные аппараты, способные преодолевать силу притяжения.
Пепелац из фильма "Кин-дза-дза!"
Пепелац – это воплощение противоречий. Почему он может летать – неизвестно. Не зря его упоминают как имя нарицательное, когда речь идёт о сомнительных инженерных разработках.
Конструкция пепелаца производит монументальное впечатление, как будто его проектировали как памятник, а не как летательный аппарат. Про оптимизацию массы плюкане, судя по всему, вообще не слышали. Но есть очевидный плюс – такая конструкция настолько надёжна, что, будучи ржавой консервной банкой, она летает и даже сохраняет герметичность.
Теперь силовая установка – вот она, под крышкой. С ручкой. Топливом выступает так называемый луц. Его делают из воды, «все океаны планеты Плюк на луц извели». При этом сам луц в фильме не показывают. Но что же это может быть?
– Я думаю, что это термоядерный реактор, а «луц» – это смесь тяжёлой и сверхтяжёлой воды, из которой извлекают дейтерий с тритием и на нём горит реактор, – объясняет Грищенко. – Вроде бы всё логично, да только в таком пепелаце долго не протянуть. Синтез гелия из дейтерия с тритием производит мощный нейтронный поток с сопутствующей радиацией.
Что касается полёта, то самое главное противоречие заключается в том, что просто так тела, по крайней мере в нашей вселенной с нашими законами физики, начать движение не могут. Всему виной – закон сохранения импульса. В фильме же пепелац летает с помощью гравицапы. Это маленькое устройство, которое позволяет перемещаться в любую точку Вселенной. Причём гравицапу в пепелац устанавливать не нужно, её надо просто вовремя открыть и закрыть. Такие вот технологии на Плюке.
Летающая броня Железного человека
Костюм Тони Старка оснащён так называемыми репульсорами, и из них изрыгается, судя по всему, горячая плазма. То есть, в отличие от пепелаца, у нас имеется видимый источник движения – реактивная струя. И всё бы хорошо, но откуда берётся эта струя? Топливо там не сжигается, его некуда впихнуть в этот костюм. Он работает на электричестве, и, может быть, это передовой воздушно-реактивный двигатель, который оснащён плазмотроном? То есть преобразует воздух в плазму, за счёт чего образуется реактивная струя. Но нет же, он и в космосе может работать неограниченно долго, то есть и к плазменному движку его не отнести.
– Единственное объяснение, которое я смог найти, – это свойства самой вселенной Марвел. Она допускает локальное нарушение закона сохранения массы, – рассуждает учёный. – Судите сами: вот спокойный Брюс Беннер, его масса килограммов 60. А вот сердитый Беннер, вернее уже Халк, его масса уже 600 кило. Десятикратный прирост массы, стоит только понервничать. Видимо, нарушение закона сохранения массы там вещь обыденная и есть устройства, которые это используют.
Что касается силовой установки, то она осуществляет холодный ядерный синтез. В нашей Вселенной такое пока что невозможно. Здесь сразу две проблемы. Первая – это мощность. Три гигаватта – это три энергоблока АЭС. Вы бы хотели носить в груди АЭС? Вторая проблема – это проводники. От источника до потребителя эти тераватты надо доставить. Обычные проводники совершенно не подходят. Посмотрите на тоненький проводок, который выходит из реактора Тони Старка. Вот и думайте, насколько это реально.
Орнитоптер из экранизации "Дюны"
Орнитоптеры из нашумевшего фильма «Дюна» используют машущий полёт. Художники фильма исказили образ аппаратов из книги. Они должны быть похожи на птиц, но в фильме это скорее «стрекозоптеры». Принцип полёта аэродинамический – это так называемое хлопающее крыло, которое ударяется о воздух с большой скоростью и использует его вязкость для создания подъёмной силы. Здесь проблем нет, такое вполне возможно.
– Сам технический дизайн мне очень понравился, очень эффектно, производит впечатление такой внушительной, надёжной, мощной машины, – говорит Грищенко. – Но у живых летающих существ есть преимущество: они созданы из самовосстанавливающихся материалов. Мышечные волокна могут регенерировать, лопасти винта или крыла орнитоптера – нет. Вибрации, которые будет создавать этот аппарат, могут всё разрушить за считаные минуты. Обычный реактивный аппарат с жёстким крылом и реактивным двигателем будет предпочтительнее, чем такая конструкция. Вертолёт обладает теми же характеристиками. Так зачем городить огород?
И я уже молчу про износ всего этого добра. Вибрации должны быть просто адскими, на материалы конструкции это влияет самым пагубным образом. То есть представьте: у вас на одной чаше весов механизм, жутко вибрирующий, ресурс которого явно ниже, и, чтобы это скомпенсировать, приходится наращивать «мясо», то есть вбухивать больше материала. А на другой чаше – обычное крыло, которое изредка совершает упругие колебания, с максимально возможным ресурсом и оптимальной конструкцией. Решение тут очевидно, на мой взгляд.