Идём по столице вслед за великим мастером

В День художника предлагаем пройтись по Москве вслед за великим мастером, живописцем, монументалистом, творцом парадоксов, многими относимых к постмодернизму, – Иваном Лубенниковым
Идём по столице вслед за великим мастером
скриншот YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=8uZFUtRI9dg)
Иван Лубенников.

Для Ивана Леонидовича 2021 год стал последним – он ушёл в октябре… Но город сохранит память, ведь его работы не только замкнуты в пространстве музеев и галерей, но и встречаются нам в самых разных местах города. 

Начнём со станковой живописи

– Его станковые работы, возможно, более известны интересующейся искусством публике, чем монументальные, – рассказал Metro искусствовед Виктор Калашников, художник-живописец, доцент РГУ им. А. Н. Косыгина. – Они заняли своё место в выставочном пространстве: каждое полотно обладало некоей загадкой, сбивкой логики, массой отсылок к образам иных эпох и культур, внятной иронией, никогда не переходящей в издёвку. Сложившись как монументалист, Иван привнёс в станковую живопись точно выверенную, прочувствованную меру условности, не разрушающую живого, эмоционального переживания, но и не настраивающую на опосредованное восприятие образа. 

Картины мастера (в том числе станковые работы) москвичи могут увидеть на выставке в родных для него стенах - в МГАХИ им. Сурикова, она открыта до 11 декабря. 

К Маяковскому - в музей

У Музея Маяковского знаковый, запоминающийся фасад. Не каждый с уверенностью будет утверждать, что был внутри, но уж мимо проходил точно. А значит, вспомнит красную конструктивную композицию входной группы авторства Лубенникова. Год её появления относится к прошлому веку, это уже далёкий 1989-й.  

Музей Маяковского должен открыться после ремонта к 2023 году.
Василий Кузьмичёнок
Музей Маяковского должен открыться после ремонта к 2023 году.

– Я помню, какой эффект произвёл образ музея тогда! Время было бурное, менялись парадигмы, – поделился воспоминанием Виктор Калашников. – Кого-то это решение привело в ужас. Кто-то счёл подобное оскорблением памяти пролетарского поэта. Кто-то уже сбрасывал торопливо и советскую власть, и Маяковского "с корабля современности". 

В поддержку умения мастера подчеркнуть уникальный дух места, расставить правильные акценты говорит и его решение при оформлении Театра на Таганке. Лубенников избегает здесь иллюстративности и литературной повествовательности, но визуализирует дух революционного обновления, смелого эксперимента, отличавший и сам театр в период его становления. 

Здание Московского театра на Таганке.
Сергей Киселев / Агентство "Москва"
Здание Московского театра на Таганке.

Спуститься к искусству в метро 

Острожно, двери открываются - перед вами станция метро “Сретенский бульвар”. 

– Под землёй, как и на поверхности, – заметил Виктор Калашников, – встречаются парадоксы Лубенникова. Станция "Сретенский бульвар" дала примеры удивительного встраивания весьма условного фигуратива, исполненного в технике травления металла, в реальную среду, где люди и предметы существуют в движении света, тени, рефлексов. Здесь лубенниковское впитывание силуэтами деталей фона проявляет свою абсолютную визуальную оправданность. Почти монохромные изображения, отсылающие к языку фотографии, языку подлинности и достоверности, что подчёркивается и монтажными приёмами композиции, обретают убедительность, жизненность. Можете проверить: человек, остановившийся на фоне этих композиций, "врастает" в стены. Или же изображения выходят из стен.

Станция метро "Сретенский бульвар".
Василий Кузьмичёнок
Станция метро "Сретенский бульвар".

Следующая станция – “Славянский бульвар”. Здесь Москва превращается в Париж, а постмодернизм играет с ар-нуво. 

Переплетения металла на станции "Славянский бульвар" переносят нас из Москвы в Париж.
Василий Кузьмичёнок
Переплетения металла на станции "Славянский бульвар" переносят нас из Москвы в Париж.

Кстати, во французской подземке, на станции “Мадлен», есть витраж авторства Лубенникова. Речь про “Курочку Рябу”, разноцветное душевное чудо, подаренное Московским метрополитеном парижскому в 2009 году. 

Непременно стоит заехать ещё и на станцию “Маяковская”. Цель – новый вестибюль. 

Посмотреть на небо из подземки можно на ст. м. Маяковская.
Василий Кузьмичёнок
Посмотреть на небо из подземки можно на ст. м. Маяковская.

– У Ивана Леонидовича здесь была большая художественная проблема: это не новая станция, отданная тебе для реализации авторских замыслов, – отметил Виктор Калашников. – Здесь работали колоссы: архитектор Алексей Душкин и художник Александр Дейнека. Подражать им, завершая архитектурный комплекс станции, глупо. Не замечать сделанного ими – ещё глупее. Лубенников нашёл оптимальное решение, созвучное и авторской идее Дейнеки с небесами, прорывающими своды подземки, и общему характеру советского ар-деко, буквально шокировавшего мировую публику макетом "Маяковской" в натуральную величину на Всемирной выставке 1939 года.

Работы Ивана Лубенникова.
Из архива Ирины Бабкиной
Работы Ивана Лубенникова.
Из архива Ирины Бабкиной
Работы Ивана Лубенникова.
Из архива Ирины Бабкиной
Работы Ивана Лубенникова.1/3