Подробнее о Христофере Землянике можно узнать из его Telegram-канала "Место силы – 1/6", который шаман завёл на днях. В жизни он – доброжелательный, улыбчивый человек, отдающий предпочтение современному стилю в одежде. Трудно представить его в шаманском кафтане с лентами и амулетами с бубном в руках. Ещё сложнее – в священническом облачении в православном храме. Но именно в церкви начался его духовный путь.
Понял, что зашёл в тупик
Ваши родители были верующими людьми?
Нет. Я получил совершенно стандартное советское воспитание. Первое церковное впечатление – Пасха накануне ухода в армию. Были открыты Царские врата. Можно было разглядеть содержимое алтаря. Всё было такое необычное, интересное. Притягивало как магнитом. Но попал я тогда не в алтарь, а в армию. Служба была не сахар. Сначала была Украина, потом Кавказ, а под конец, после тяжёлой травмы, оказался вновь в госпитале на Украине. Там мне в руки попала книжка популярного американского проповедника Билли Грэма. Так я впервые всерьёз задумался о христианстве.
И как складывалась ваша церковная карьера?
Я достаточно долго не принимал священнический сан. Так как не был влюблён и, соответственно, оказался не готов только ради трудоустройства создавать семью – а монашество не позволяла принять мама. Я верный сын. Мама согласилась значительно позже, тогда я принял монашество. К слову сказать, до сих пор считаю это самой моей большой ошибкой, так как она сильно повлияла на мою будущую жизнь, которую я вижу только в семейных отношениях.
После пострига я стал дьяконом, а год спустя – священником. Служил в монастырях и приходах Московской области. Но я-то принадлежал к поколению романтиков! У нас по мере превращения Церкви из спасительного ковчега в комфортабельный лайнер нарастал кризис. Как у Высоцкого, помните? "Нет, ребята, всё не так. Всё не так, как надо". В семинарии нас учили, что священнослужитель – особый человек, находящийся по положению выше мирян. Его предназначение – поучать людей, порицать их за нецерковный образ жизни, за нарушение поста, за недостаточно ревностное отношение к Церкви. Мы приходили к Иисусу, а оказывались в церковном институте, где место Иисуса было занято догматической бюрократией. Я стал ловить себя на озлобленности, раздражительности, мизантропии. Но вместо покоя к прежним скорбям добавились новая – досада от того, что не могу теперь создать семью и иметь детей. Постоянные застолья, в которых приходилось участвовать, спровоцировали проблемы с алкоголем. Я понял, что зашёл в тупик, и попросил вывести меня за штат. Я знаю многих священников моего поколения, чья церковная жизнь закончилась так же.
Вы полагаете, Церковь переродилась – изменила своему предназначению?
Скорее, это у нас были завышенные ожидания, сформированные святоотеческой литературой, которой мы зачитывались. Книги эти пронизаны метафизикой и мистицизмом. Их герои ведут напряжённую духовную жизнь, наполненную богообщением и чудесами. А в реальной жизни от священника требуются качества чиновника, предпринимателя, актёра и психолога. Безусловно, есть добросовестные батюшки, которые на своём месте приносят пользу людям. Но я-то пришёл в Церковь за другим.
Люди не вольны в выборе
Как вы пришли к шаманизму?
Скорее, шаманизм пришёл ко мне. Вообще, люди, имеющие соответствующее призвание, не вольны в выборе. Все их жизненные обстоятельства складываются так, что в определённый момент они входят в новый для себя эгрегор (понятие в оккультизме и эзотерике, означающее нефизическую сущность, групповое биополе. – Прим. ред.). А если упрямятся и отказываются от своего предназначения, их физическое и психическое здоровье подвергается тяжёлым испытаниям, которые принято называть "шаманской болезнью". Единственный способ прекратить страдания – принять шаманское посвящение.
В какой момент вы точно поняли, что должны стать шаманом?
Всё произошло абсолютно спонтанно. Я должен был ехать на дачу в Подмосковье. Настроение было неважное. Я наугад ткнул пальцем в карту, попал в Сибирь и решил, что хочу поехать куда-нибудь в те края, а не на дачу. Сказано – сделано. Купил билет на ближайший рейс до Красноярска. Каким-то чудом успел – самолёт будто нарочно меня ждал. Уже на месте решил обязательно посетить Байкал. В итоге попал на знаменитый остров Ольхон – особое место для шаманов Бурятии. Всё происходило помимо моей воли, будто кто-то меня вёл за руку. Это так и есть, один из моих прадедов был шаманом в этих краях. Видимо, в наследство от него мне досталась неславянская внешность. Мне часто говорят, что я похож на индейца. Это неудивительно, потому что автохтоны Северной Америки и Сибири генетически связаны.
Моё первое шаманское посвящение было на Ольхоне. Потом было ещё одно в Бурятии. Потом в Хакасии. Я месяц жил в степи. Несколько дней провёл в каменной пещере, в которую меня опустили на верёвках. Последнее посвящение я получил в Тыве – непосредственно от Верховного шамана Тывы и России Кара-оол Допчун-оол Тюлюшевича. Христофер Земляника
Религия Адама и Евы в райском саду
Какие у вас функции и полномочия?
Если в двух словах – содействовать тому, чтобы шаманизм занял достойное место среди традиционных религий России.
Можно ли считать шаманизм полноценной религией?
В той же степени, что и буддизм. Он так же не похож на авраамические религии, как и шаманизм. Разница только в том, что буддизм пришёл на территорию России из Юго-Восточной Азии, а шаманизм был здесь всегда. Все признаки – в первую очередь вероучение и ритуалы – у нас есть.
Но в чём-то вы правы. Шаманизм действительно не похож ни на одну из мировых религий. Шаманы были задолго до того, как Моисей получил на Синае скрижали Завета, а Будда сел в позу лотоса под деревом Бодхи. Если мировые религии – традиционные, шаманизм – изначальная, появившееся тогда, когда появился человек. Можно сказать, что шаманизм – это религия Адама и Евы в райском саду.
В церковной придании и в церковной практике есть много элементов, которые очень близки к тому, что делают шаманы. Наверняка вы видели в американских фильмах, как католический священник крестом и молитвой "изгоняет дьявола". В православии это называется "отчитка". Некоторые батюшки по благословению архиерея берутся за это нелёгкое дело. К ним приводят людей с психическими расстройствами, которых в церкви принято называть "бесноватыми". Иногда получается беса изгнать, иногда – нет. И тогда опытные священники советуют обратиться к шаману. Христофер Земляника
А что, если люди массово начнут переходить из православия в шаманизм? Как вы, например.
Я не "перешёл в шаманизм". Я стал шаманом, при этом продолжаю почитать Иисуса, Он был тоже своего рода Великим Шаманом. В шаманизм вообще невозможно "перейти". Можно обратиться к конкретному шаману и получить от него конкретную помощь. Можно интересоваться шаманским мировоззрением, шаманским взглядом на мир духов. И оставаться при этом православным, мусульманином, буддистом или неверующим.
А разве обращение к шаману не будет считаться для православного вероотступничеством?
Этот вопрос надо адресовать тем представителям Церкви, которые требуют от своей паствы безусловного послушания и выстраивают жёсткую систему дисциплинарных ограничений. Но тогда будьте последовательны – запретите православным видеть вещие сны, накрывать стопку водки хлебом в память о покойнике, а заодно и Яблочный Спас с Масленицей.
Мы ни с кем за место под солнцем не боремся и ко всем людям настроены одинаково доброжелательно. Уверен, что источник негатива в отношении шаманизма – отсутствие знаний о нём. Надо больше общаться. Среди священноначалия РПЦ много молодых, хорошо образованных людей. Думаю, мы найдём общий язык. Нужно просто начать диалог. Христофер Земляника
Чем конкретно вы можете помочь обратившимся к вам людям?
Кроме административных обязанностей, конечно, я помогаю людям как шаман. Это всевозможные обряды на разную потребу, в том числе открытие дороги, проводы застрявших душ. Принимаю людей как целитель, тут я должен подчеркнуть, что требую от обратившихся неукоснительно выполнять рекомендации профессиональных медиков. Работаю с телом по шаманским методикам. Практикую оракулом при необходимости. Кроме чисто шаманских инструментов, использую телесную терапию, использую метод семейных расстановок, работаю как остеопат и биодинамик, провожу целебные массажи. Использую техники работы с голосом, с помощью танцев. Занимаюсь сборами целебных трав и чаёв. Провожу ретриты на местах силы.
Как вас можно найти?
К сожалению, у нас нет на сегодняшний день определённого места, мы решаем эту задачу, и в ближайшее время такое место будет. Но найти меня очень просто. Со мной можно связаться через канал в Telegram.