"Встречают по одёжке, провожают по уму" — старая вроде бы пословица, но актуальности своей она не теряет и сегодня. Да, времена изменились, и жёсткий дресс-код остался только в узкоспециализированных сферах, но мы, люди, всё так же склонны опираться на первичные реакции и эмоции, которые возникают моментально.
О том, почему внешний вид не потерял своей важности, из чего он состоит и как влияет на успешность в делах, Metro рассказала бизнес-коуч Вера Фишингер.
Первое впечатление имеет важно значение...
...с точки зрения сотрудника
– Специалисты самого разного уровня — как начинающие, так и опытные — однажды приходят к тому, что хотят вырасти относительно своего текущего положения в доходах, влиянии, окружении. И тогда они ищут новое место. Но получается это далеко не всегда, – говорит Вера. – Дело тут в том, что с переходом в другую среду (или на следующую ступень своей реализации) необходимо её подробно изучить и быть готовым соответствовать. Говоря другими словами, чтобы добиться успеха, важно соблюсти принцип конгруэнтности — согласования внутреннего содержания с внешним проявлением. Нужно, чтобы новой должности соответствовали стиль в одежде, причёска, осанка, а также манера разговаривать.
Причём изменить свой внешний вид эксперт советует ещё до того, как вы решитесь на подвижки в своей карьере.
Универсального совета по изменению стиля для получения места или должности мечты попросту нет из-за разной специфики профессий или сообществ, но общее правило всё же можно выделить: главное – соответствие ситуации, уверят эксперт.
– Допустим, вы решили поменять место работы и стать известным рок-артистом. Тогда вам нужен яркий, характерный образ, заметный издалека, без которого вас просто не заметят, не запомнят, – говорит эксперт. – Или вы мечтаете о карьере врача-косметолога. Тогда здоровая чистая кожа и естественность в образе станут тем, что продаст ваши услуги. В этом случае, кстати, важным будет даже обратить внимание на выбор аромата духов, так как работа происходит в тесном контакте с людьми, и резкий, а не нейтральный запах может вызвать физическое раздражение у клиента. Или, к примеру, вы идёте устраиваться юристом или бухгалтером. Тогда забудьте про инфантильный наряд. Такой образ может быть считан как некомпетентность, и тогда до узнавания экспертности дело просто не дойдёт.
Главный совет тут один – прежде чем отправляться на собеседование в какую-либо компанию, для начала изучите соцсети, прочтите любую информацию о её ценностях, стиле, философии. Можно даже найти фото с совещаний или корпоративов. Многие компании выкладывают такую информацию в общий доступ. Теперь подстройте под то, что вы увидели, свой внешний образ — так у вас будет значительно больше шансов получить желанную должность.
...с точки зрения босса
Если вы — руководитель собственного предприятия, заботьтесь не только о том, как выглядите сами, но и не пренебрегайте вниманием к внешнему виду персонала, советует эксперт. Ведь ваши сотрудники представляют ваше дело и вас самих перед клиентами и партнёрами.
– Допустим, вы владелец салона дорогих автомобилей, а на входе посетителей приветствует сотрудник в заношенных ботинках и с затёртым фирменным значком на отвороте пиджака. Клиент это заметит, и у него не возникнет доверия и пропадёт желание купить у вас дорогой продукт, – говорит эксперт. – Помните, детали очень важны. Один, даже самый маленький, неверный акцент может порушить всю картину целиком и лишить вас покупателя. А может, и нескольких сразу, ведь он поделится мнением с другими.
Помните, люди — заложники своих убеждений, отчего первое впечатление рискует быть предвзятым. Но это будет не осуждение человеческой натуры. Речь именно об уместности внешнего вида в той среде, в которой человек хочет быть принятым за "своего".
Вера Фишингер, бизнес-коуч
При этом учтите, несоответствие внешности той или иной ситуации не должно оборачиваться осуждением человека. Речь тут именно об уместности внешнего вида в той среде, в которой человек хочет быть принятым за "своего". Из-за ошибок в личном образе может создаться ложное впечатление, которое послужит серьёзным препятствием для достижения цели, уверяет эксперт.
– Помните, для вашего сотрудника не так важны красивая внешность или следование модным тенденциям, – говорит эксперт. – Первое и главное, на что обратят внимание клиенты, — это аккуратность и ухоженность. Логика тут простая: если человек не следит за собой, значит, он такой и в делах. Именно поэтому внешний фактор так же важен, как и профессионализм.
Так как же мне выглядеть?
1. Опрятная одежда. Одежда и обувь всегда должны быть ухоженными. И дело совсем не в цене, а в том, чтобы вещи выглядели чистыми, глаженными, без катышков и следов изношенности.
2. Кожа лица. Высыпания или тусклый цвет могут произвести о вас ложное впечатление как о человеке, который не следит за собой. Да, у всех случаются разные периоды в жизни, да и угри могут быть следствием заболеваний, поэтому всегда используйте тональный крем или пудру для того, чтобы минимизировать дефекты внешности.
3. Плохой запах. Неприятный запах пота или несвежее дыхание — одни из самых частых причин, почему первое бизнес-знакомство, да что там говорить, и обычное знакомство, не переходит в дальнейшие отношения.
4. Соответствие внешнему виду других сотрудников. Ориентируйтесь на то, как выглядят люди, в круг которых вы хотите попасть. Возьмите их за пример и выделите общие черты. Затем перенесите это в свой образ — так вам будет проще найти с ними общий язык. Люди любят общаться с себе подобными.
5. Улыбайтесь! Улыбка и добрый настрой в разговоре создают волшебство в коммуникации.