Почему грузинскому президенту могут объявить импичмент
Политсовет правящей партии "Грузинская мечта" начал процедуру импичмента действующего президента Саломе Зурабишвили. Об этом сообщил партийный лидер Ираклий Кобахидзе.
Чтобы импичмент состоялся, необходимо две трети голосов депутатов. Исходя из расчёта, что всего в парламенте Грузии 150 мест, поддержать отстранение президента должны 100 человек. В данный момент в распоряжении правящей "Грузинской мечты" 84 мандата. Это означает, что даже если все “мечтатели” проголосуют за импичмент, придётся добирать ещё 16 голосов у представителей оппозиции, а это тоже непросто. Вся процедура займёт около месяца, а может, и больше.
В чём же провинилась Саломе Зурабишвили? Дело в том, что Грузия – это парламентская республика, в которой исполнительная власть принадлежит правительству. Президент Зурабишвили должна выполнять исключительно представительские функции. Это означает, что все свои решения, в том числе и зарубежные поездки, она должна согласовывать с парламентом. Однако она этого не делала.
Из последнего – 31 августа она уехала в турне по Европе, в котором планирует встречаться с лидерами стран ЕС и обсуждать предоставление Грузии статуса страны – кандидата в Евросоюз.
Надо сказать, что Саломе Зурабишвили комфортно чувствует себя в Европе и ей близки европейские ценности. Она родилась в Париже, окончила там университет, работала дипломатом и в большую политику попала с позиции посла Франции в Грузии.
Сразу после новостей об импичменте Зурабишвили выложила своё фото в соцсетях. На снимке она широко улыбается, сидя у окна в поезде. Он, вероятно, вёз её в Брюссель, потому что через несколько часов именно оттуда она выложила ещё один пост.
– Зурабишвили давно не устраивает правящую партию. Когда её назначили на пост президента от партии "Грузинская мечта", считалось, что она более-менее лояльный человек, не радикал, как националисты, – рассказывает Metro заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов. – А когда она стала президентом, то стала неоднократно высказываться в антиправительственном ключе, критиковать грузинское правительство – например, за нейтральную позицию по отношению к антироссийским санкциям. Поэтому скопилось недовольство, которое сейчас и выстреливает.
Всему виной выборы в Грузии, которые будут в следующем году
Эксперт по Кавказу считает, что импичмент – это лишь одно из проявлений того, что Грузия готовится к парламентским выборам. Они должны состояться в октябре 2024 года, однако "кирпичи" в фундамент их проведения закладывают уже сейчас.
– Импичмент – это не персональная чёрная метка на Зурабишвили, а индикатор начала активной фазы предвыборной кампании в Грузии, – объясняет Вадим Муханов. – До этого в начале года были протесты из-за закона об иноагентах. Многие эксперты сошлись во мнении, что вброс этой инициативы в общественный дискурс был не для того, чтобы закон приняли или нет, а для того, чтобы оценить, в какой атмосфере будут проходить выборы. Ещё один пример – экс-глава Грузии Михаил Саакашвили, который находится в тюремной больнице. Многие недовольны тем, что власти его там держат. Эту тему тоже будут раскручивать.
Поэтому выборы обещают быть жаркими, полагает эксперт. Оппозиция расколота, "мечтатели" тоже не в своей лучшей форме, как 8–10 лет назад, поэтому борьба за определение будущего Грузии будет нешуточной.
– Президент – это скорее символ победы партии, потому что именно она его выбирает, – объясняет Вадим Муханов. – По сути, фамилии кандидатов на этот пост не так принципиальны, а сам президент не обладает большими возможностями.
Зурабишвили, скорее всего, повторит судьбу предыдущего президента Георгия Маргвелашвили. Он был главой страны с 2013 по 2018 год. До того как стал президентом, он был малоизвестным грузинским политиком, который занимал не очень влиятельный пост министра образования. Сначала поддерживал все решения правящей партии, а потом, во время периода нормализации отношений с Россией, стал критиковать правительство.
– Как только его срок подошёл к концу, его никто поддерживать больше не стал. Сейчас он живёт в селе и разводит пчёл, – рассказывает специалист. – У Зурабишвили есть все шансы повторить его судьбу.