Главный архитектор Москвы рассказал о современном архитектурном облике столицы

Metro обсудило с Сергеем Кузнецовым получивший признание проект "Русское идеальное" и спросило про "человейники" и живописность столицы
Главный архитектор Москвы рассказал о современном архитектурном облике столицы
Rustam Shagimordanov / Рустам Шагимораднов
Сергей Кузнецов за работой.

За последние годы в мировом медийном пространстве всё чаще стали фигурировать проекты из России. Одним из высокооценённых стало "Русское идеальное" авторства Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы. О проекте писали мировые СМИ, а в России его наградили "Инфоповодом года" по версии Медиалогии.

Какое оно, "Русское идеальное"

Чтобы увидеть "Русское идеальное", придётся уехать из Москвы довольно далеко – в арт-парк "Никола-Ленивец". На его просторах как раз и расположился одноимённый жилой объект в форме трубы авторства Сергея Кузнецова. Создан и установлен он был в рамках профконкурса фестиваля "Архстояние".

– Фестиваль "Архстояние" – это не про застройку недвижимостью в прямом смысле слова, а территория художественных проектов. Такое художественное высказывание, – продолжил Сергей Кузнецов. – Меня пригласили принять участие, я согласился. Тема фестиваля — "Личное", то есть некое высказывание о том, что волнует авторов. Я придумал проект "Русское идеальное". В нём можно уловить несколько смыслов. Мне кажется важным, чтобы проект был многослойным, было о чём порассуждать.

Автор признался, что арт-проект создавался командой энтузиастов, по сути, без бюджета и спонсоров.

– Никола-Ленивец – намоленная площадка, где хорошо выставляться художнику или архитектору, – как на Венецианской биеннале. Хотелось сделать вещь контрастную, провокационную, поспорить с тем, что там есть, вызвать другое мнение в ряду уже высказанных.

Сергей Кузнецов подчеркнул, что "Русское идеальное" впитало в себя всё то, что ему хотелось бы видеть в российской архитектуре в плане подхода к концепции, реализации. Также это размышление на тему её будущего.

– Сегодня архитектура может быть не привязана к месту, не обладать традиционными формами, элементами конструкции – фундамент, стены, окна, крыша... В то же время хотелось подискутировать с проектом под кураторством Марата Гельмана "Русское бедное", показать другой взгляд на реальность: что можно делать эффектно, технологически затейливо и инновационно. "Русское" может быть таким, и мне нравится такое русское: мощное, чудесное, новаторское.

"Я, честно говоря, ожидал, что проект будет интересен. Но уровень резонанса, который случился, и для меня стал сюрпризом", – признался Metro Сергей Кузнецов.
Илья Иванов / Илья Иванов
"Я, честно говоря, ожидал, что проект будет интересен. Но уровень резонанса, который случился, и для меня стал сюрпризом", – признался Metro Сергей Кузнецов.

О "человейниках" и "панельках"

По мнению Кузнецова, сегодняшний путь развития столицы – это не малоэтажная компактная застройка, как в Париже, Лондоне, Берлине, а, скорее, высокие дома.

– С точки зрения стоимости коммуникации, эффективности взаимодействия внутри города, сервисов, когда всё близко, это достигается только за счёт плотной высокой застройки.

Про растущие повсюду ЖК Сергей Кузнецов говорит просто: население растёт, ему нужно жить и улучшать условия. И на высотные дома есть стабильный спрос, который формирует рынок.

– Статистика последних ста лет говорит о том, что строить нужно довольно много. Это отражение общемировой тенденции – фокусировки населения, экономической, интеллектуальной мощи в таких полюсах. "Человейники" – это слово ловкое и липкое, ведь на деле многие улучшили жилищные условия благодаря этим проектам. И вопрос, как бы иначе они смогли это сделать, – открытый.

Кузнецов уверен, что из города со временем совсем уйдёт "типовая" панельная и на её месте возникнут новые формы архитектуры.

– Цель искусства – быть привлекательным и нескучным. А самое главное в искусстве – это анимация, от итальянского слова anima – "душа". Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы.
Михаил Абрамычев / Михаил Абрамычев
– Цель искусства – быть привлекательным и нескучным. А самое главное в искусстве – это анимация, от итальянского слова anima – "душа". Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы.

Увидеть город взглядом художника

Сергей Кузнецов не только архитектор, но и профессиональный художник. Мастер предпочитает акварель. Материал не из самых долговечных, но художника это не смущает.

– Я настолько серьёзно в вечность не заглядываю, – улыбнувшись, ответил Сергей Кузнецов. – Это должно быть интересно здесь и сейчас.

Однако от выставочной деятельности мастер не отказывается – регулярно принимает участие в выставках и в том числе продаёт работы. Цены на работы не зашкаливают, но причина в том числе и в выбранном материале.

– Я пока не из самых дорогих художников, – признался Metro Сергей Кузнецов. – Но графика – это не самый дорогой сегмент. Возможно, я когда-то и приду к живописи. Но пока всё устраивает.

Повесив на плечо этюдник, Сергей Кузнецов регулярно выбирается на столичные просторы рисовать. Признаётся Metro, что пока служебным положением при выборе места для пленэра пользоваться не приходилось. Разве что пришлось уточнить, когда решил рисовать храмы в Кремле, но и там в результате всё сложилось благополучно. Metro спросило у главного архитектора Москвы, куда он рекомендует отправиться на пленэр.

– Если говорить со всей серьёзностью, то ответ довольно очевиден. Я считаю, что настоящее искусство можно делать из чего угодно. И конечно же, Москва хороша тем, что здесь есть удивительное разнообразие. Как я уже говорил, даже из самой унылой застройки, выбрав любые дома из спальных районов, можно сделать классный арт-проект. Художникам это может быть гораздо интереснее, чем виды церквей или известных достопримечательностей.

Акварель "Дом Жолтовского в Москве" кисти Сергея Кузнецова.
Предоставлено пресс-службой главного архитектора Москвы
Акварель "Дом Жолтовского в Москве" кисти Сергея Кузнецова.

Читаем также:

Сергей Кузнецов на своей персональной выставке "Падает свет" в галерее "Триумф".
Предоставлены пресс-службой главного архитектора Москвы
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге кисти Сергея Кузнецова.
Предоставлены пресс-службой главного архитектора Москвы
"Русское идеальное"
Предоставлены пресс-службой главного архитектора Москвы
Художник
Предоставлены пресс-службой главного архитектора Москвы
Сергей Кузнецов на своей персональной выставке "Падает свет" в галерее "Триумф".1/4