Фотографы стояли под пулями ради живого кадра: что можно увидеть на выставке военных фотографий

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в Центре визуальной культуры Béton открылась выставка, объясняющая москвичам значимость военной фотографии
Фотографы стояли под пулями ради живого кадра: что можно увидеть на выставке военных фотографий
Центр визуальной культуры Béton
Партизанский край в Псковской области. Проводы сына в партизаны, 1942 год, Трахман М.

Экспозиция "От документа к символу" рассказывает о фотолетописи войн.

— К празднованию Дня Победы мы решили сделать выставку, посвящённую военной фотографии, но охватить не только период Великой Отечественной войны, а рассмотреть снимки с 1850 по 1950 год, то есть — целых сто лет, — рассказывает Metro Алексей Логинов, директор ЦВК Béton.

_______________________________________________________________________________________________________________________

90 работ

– вошло в экспозицию. Москвичи смогут увидеть как знаменитые снимки выдающихся фотографов, так и совсем неизвестные кадры, сделанные чуть ли не в самом эпицентре боя.

_______________________________________________________________________________________________________________________

По его словам, попав в зал с работами, гости смогут проследить путь развития военной фотографии от первых статичных сюжетов до осмысленных художественных снимков, которые стали не просто изображениями, а настоящими символами эпохи.

— Каждый зритель должен задать себе крайне непростой вопрос: что в конечном счёте оказывается важнее? Буквальная фиксация реальности или сила эмоционального воздействия, выразительная и мотивирующая энергия снимка? — говорит Алексей. 

Найти ответ на этот вопрос могут абсолютно все желающие, посетив выставку до 25 мая.

1. "Проводы сына в партизаны"

Фотограф Михаил Трахман был специально отправлен в партизанский край. 

— Здесь он запечатлел очень эмоциональный и трогательный момент: мать прощается с сыном, отправляя его в партизаны, — рассказывает директор галереи. 

По его словам, глядя на этот кадр, зритель неизбежно задаст себе вопрос: "А что, если они никогда не встретятся?" 

— На заднем плане стоит боец с лошадью. Он ждёт, пока паренёк попрощается с матерью. А что будет дальше — неизвестно. Трахману удалось передать глубоко личную, трогательную и драматическую ситуацию.

Партизанский край в Псковской области. Проводы сына в партизаны, 1942 год, Трахман М.
Центр визуальной культуры Béton
Партизанский край в Псковской области. Проводы сына в партизаны, 1942 год, Трахман М.

2. "С театра войны"

Этот кадр стал знаковым не только для выставки, но и для всей истории военной фотографии. 

— Здесь мы видим события Первой мировой войны, — рассказывает Алексей. — Тогда фотографы уже могли снимать такие динамичные сюжеты. На снимке бойцы укрываются за старой, почти развалившейся кроватью. 

На заднем плане видны вспышки взрывов — именно они дают понять зрителю, что перед ним не просто постановка, а настоящая перестрелка. 

— Это реально происходящий бой. А фотограф стоит в полный рост и всё это фотографирует. Он без какой-либо защиты, без ничего... То есть вот мы с вами видим, как фотографы уже в тот период времени ради того, чтобы показать, что происходит на войне, рискуют своей жизнью.

С театра войны. Под прикрытием брошенных кровати и стола, 1915 год, неизвестный автор.
Центр визуальной культуры Béton
С театра войны. Под прикрытием брошенных кровати и стола, 1915 год, неизвестный автор.

3. "Чайковский..."

После становления военной фотографии, особенно благодаря популярности работ Дмитрия Бальтерманца, военных репортёров стали называть "бальтерманцами". Одна из его известных фотографий подверглась критике в 1970–1990-е годы — многие были уверены, что это постановка. 

— Уж больно красиво сделана эта фотография, — говорит Алексей. — Но это всё не выдумано, он реально смог запечатлеть всё это. 

Действительно, Бальтерманц однажды увидел военных, сидящих у пианино, однако что именно они играли — неизвестно. На заднем плане зритель видит разрушенную стену дома, а сквозь разлом уже бывшей жилой комнаты проникает естественный свет... Достаточно театральная картинка, но в ней нет ни капли постановки. Так выглядит жизнь во время войны. 

"Чайковский...", Германия, 1945 год, Бальтерманц Д.
Центр визуальной культуры Béton
"Чайковский...", Германия, 1945 год, Бальтерманц Д.

4. "Военные учения"

В 1938 году, когда был сделан этот кадр, советская фотография уже выполняла конкретные задачи. 

— Одна из них — продемонстрировать мощь Советской армии, её непобедимость, — объясняет Алексей. 

По его словам, когда началась война, многие не сразу осознали её трагизм. Вера в силу армии поддерживалась плакатами, кинохроникой и, конечно, фотографиями: 

— Кадр Кулешова как раз из этой серии. На нём Советская армия стоит на страже Родины, внушая уверенность и надежду. 

Военные учения, 1938 год, Кулешов Н.
Центр визуальной культуры Béton
Военные учения, 1938 год, Кулешов Н.

5. "День Победы"

Эта фотография завершает экспозицию. На ней Михаил Трахман сумел поймать момент абсолютного счастья на Красной площади:

— Когда 9 мая на улице появлялся военный, обычные городские жители поднимали его и носили на руках. Так они выражали ему благодарность за Победу! На их лицах можно увидеть безграничную радость, они столько лет ждали этого момента — и вот он настал! 

Именно так, эмоционально и громко, выглядело освобождение от долгих лет страха и борьбы.

На Красной площади в День Победы, 1945 год, Трахман М.
Центр визуальной культуры Béton
На Красной площади в День Победы, 1945 год, Трахман М.
"Мы пытались соблюсти баланс между известными фотографиями, которые люди знают со школы, и малоизвестными  работами, чтобы зрителю было интересно». 
– Алексей Логинов, директор галереи