Физика – это интересно: как учитель из Москвы ведёт блог и рушит стереотипы

Константин Барковец работает учителем физики в одной из столичных школ и ведёт блог в Сети о физике. Metro пообщалось с учителем о том, как такой серьёзный школьный предмет может стать интересным и захватывающим для любителей коротких роликов
Физика – это интересно: как учитель из Москвы ведёт блог и рушит стереотипы
Анна Селина / предоставлено героем материала
Константин уверен – в Сети должно быть больше грамотного образовательного контента.

Кого вы себе представляете, когда думаете про учителя физики? Наверное, старика с бородой, который скучно рассказывает о теоремах. Константина Барковца под эти стереотипы не подгонишь – он работает в школе больше 20 лет и увлечён своим предметом настолько, что ведёт о физике блог в Сети. 

Он с детства хотел быть физиком, а после окончания педагогического вуза решил преподавать любимый предмет. За эти годы он попробовал себя во многих творческих ипостасях – вёл детскую анимационную студию, участвовал в различных проектах, но физика продолжает оставаться его страстью.

– В школу я попал случайно, но быстро понял, что лучше места для меня не найти. Не в последнюю очередь меня на этот шаг вдохновил мой собственный учитель физики, который был очень строгим, но за этой строгостью прятал невероятное доброе сердце, – вспоминает Константин. – Наш класс очень любил его уроки, а я тогда понял, что от учителя многое зависит.

Свой блог под названием "КонстантинУм" наш герой начал вести в надежде заинтересовать своих учеников своим предметом. Но внезапно оказалось, что потребность в таком контенте есть и у многих других.

– На своих уроках и в Сети я стараюсь быть своего рода проводником к знаниям. Я записываю как длинные уроки на большие темы, так и короткие ролики с различными экспериментами из научно-популярного поля. Удивительно, но среди моих зрителей очень много людей в возрасте от 30 до 45 лет. Не знаю, с чем это связано, может, так они ностальгируют по своему школьному времени, – рассуждает учитель. – Как по мне, в Сети сейчас не так много хорошего образовательного контента, а многие люди точно хотели бы узнавать больше об интересных им вещах. Поэтому раз есть возможность, я делаю свой вклад.

На уроках Константин увлечённо рассказывает о своём предмете.
Анна Селина / предоставлено героем материала
На уроках Константин увлечённо рассказывает о своём предмете.

Со стереотипами об учителях физики Константин активно борется, ведь они, по его мнению, сильно "устарели".

– Могу с уверенностью сказать, что физики – одни из самых творческих людей в моём окружении. Среди моих знакомых физиков одни в свободное время любят рисовать, другие – заниматься пением или играть в спектаклях, – рассказывает Константин. – И хотя нагрузка на работе и блог отнимают много времени, я успеваю находить время и для семьи, и для друзей, и даже для путешествий. Как? Не спрашивайте, сам не знаю.

За популярностью учитель не гонится, его больше радует возможность делать науку более популярной среди интернет-аудитории. Ученики Константина, их родители и коллеги смотрят его видео и поддерживают, но самые благодарные отзывы приходят порой от совсем незнакомых людей:

– Однажды мне пришло письмо от одной учительницы из деревенской школы. Из их школы ушёл учитель физики, поэтому на уроках, где она его заменяла, она включала детям мои видео, и в итоге они все получили хорошие оценки за свои проверочные работы. "Спасибо, благодаря вам у нас не было ни одной двойки", – написала она. Или например, в комментариях дети, которых я никогда в жизни не учил в классе, делились результатами своих контрольных и благодарили за это. Такие отзывы, конечно, вдохновляют делать больше и лучше. Именно ради этого я и делаю свой контент,  чтобы заинтересовать, чему-то научить, вдохновить. И думаю, у меня это уже неплохо получается.

Цель Константина – популяризировать физику и науку в целом.
Анна Селина / предоставлено героем материала
Цель Константина – популяризировать физику и науку в целом.

Константин  объясняет ученикам сложные вещи простым языком. Мы попросили, чтобы он сделал то же самое для Metro. И вот результат:

  • Свет – это волна и частица одновременно. Он веёт себя как волна, проходя через узкие щели, но поглощается и излучается как частицы, которые называются фотонами.
  • Гравитация притягивает все объекты друг к другу. Чем больше масса объекта, тем сильнее гравитационное притяжение. Поэтому слона поднять сложнее, чем кружку чая.
  • Энергия никогда не исчезает, лишь переходит из одной формы в другую. Например, когда мы трём ладони друг о друга, механическая энергия движения превращается в тепло, которое мы ощущаем.
  • Исаак Ньютон, пропуская солнечный свет через стеклянную призму, разложил его на спектр, тем самым раскрыв природу радуги.
  • Благодаря трению покоя мы способны ходить, поскольку оно позволяет нам отталкиваться от поверхности.
  • Навигационные спутники применяют теорию относительности, включая эффект замедления времени на высоких скоростях, чтобы точнее определять местоположение объектов на Земле.
  • Чем больше объём погруженного тела, тем больше выталкивающая сила (сила Архимеда). Вот почему корабли строят такими большими.
  • Невесомость – это не отсутствие массы, а отсутствие силы, которая действует на поверхность или подвес. Поэтому, чтобы ощутить вполне реальную невесомость, не нужно лететь в космос – достаточно просто попрыгать на батуте.