24 марта в прокат выходит новая документальная лента Оливера Стоуна “Как убили Джона Кеннеди”. Гибель 35-го американского президента – тема, которой титулованный голливудский режиссёр касается не в первый раз. В 1991 году вышел его фильм “Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе”, номинированный на 8 “Оскаров”.
Фильм выдвигал конспирологическую теорию о том, что официальная версия убийства Кеннеди не соответствует действительности. Спустя 30 лет режиссёр исследует эту тему в документальной форме. Мы поговорили с Оливером Стоуном о том, почему убийство Кеннеди по-прежнему важно в современном мире.
Почему вы возвращаетесь к теме убийства Кеннеди 30 лет спустя после фильма “Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе”?
Потому что это очень важно. С того момента, как Кеннеди был убит в 1963 году, если вы внимательно приглядитесь, то убедитесь, что с того дня ни один американский президент не был способен бросить вызов власти военных, разведке и службам безопасности. В 1963 году Америка стала “государством национальной безопасности”. Ни у одного президента нет власти что-либо сделать. Это очень серьёзные изменения для всех – для вас, для каждого человека, для каждой нации. Это очень опасно. Кеннеди собирался добиться мира, поэтому он был убит.
Вы в этом совершенно уверены? Что это был заговор “глубинного государства”?
Я не использую термин “глубинное государство”. Я использую такие слова, как “разведслужбы” и “военные”, потому что они контролируют большую часть американского бюджета.
Если официальная версия убийства Кеннеди – это неправда, или, по крайней мере, она сомнительна, то почему большинство людей её спокойно принимает? Вся американская нация находится в состоянии отрицания?
Именно так! В 1963 году убийство было вообще не расследовано, оно было прикрыто – быстро, официально, с самого первого дня. Доказательства, которые приводятся в моей документальной ленте, 30 лет спустя после моего фильма, взяты из материалов, которые были рассекречены законом в 1992 году (закон был принят после выхода фильма Стоуна об убийстве Кеннеди. - Прим. ред.). Никто в американских медиа не сообщил об этом, пренебрегая своей обязанностью. И в 1963 году было то же самое с самыми важными медиа США. Заговор свалил всё на одного безумца – Ли Харви Освальда, из-за того, что он какое-то время жил в коммунистической России. Удобное решение, очень простое. Но оно даже близко не соответствует действительности. Наш фильм показывает многое, приводит доказательства, включая пули, траектории полета (пуль. - Прим. ред.), результаты аутопсии тела президента. Ничто из этого не указывает на Освальда. Это была ложь с самого первого дня.
В Америке людей по-прежнему волнует этот вопрос?
Некоторых людей – да, некоторых – нет, как в любом обществе. Для кого-то это незначительный вопрос. Но мне известна его значимость. Потому что это касается наших лидеров сегодняшнего дня. Нашему правительству свойственен определённый образ действий, и это всегда гнев, агрессия. В прежние времена была такая вещь, как дипломатия, которой я не вижу сегодня. Всё приводит нас к истории. Если вы не понимаете историю, вы не поймёте то, что происходит сейчас.
Существует роман "11/22/63" Стивена Кинга о путешествии во времени, где главный герой пытается предотвратить убийство Кеннеди. Вы его читали?
Я слышал о нём. Послушайте, я имею дело с серьёзными вещами, а вы заговорили о парне, который написал эту книжку.
Это только половина вопроса. В романе Кеннеди спасают, и путём сложной цепи событий мир меняется, но к худшему. Он превращается в постапокалиптический кошмар. Как вы думаете, что бы произошло в реальности, если бы Кеннеди не убили?
Я думаю, что мир был бы гораздо лучшим местом. Первое, что бы он сделал, это закончил бы войну во Вьетнаме. Он ясно дал понять, что мы не должны воевать. Его инициативы за рубежом, Вьетнам, Куба. Он работал над налаживанием диалога с Кастро, он разговаривал с Хрущёвым. Была возможность закончить холодную войну. Хрущёву нравился Кеннеди, были сведения о том, что он плакал, когда Кеннеди умер. На Ближнем Востоке у Кеннеди были прекрасные отношения с Насером (бывший президент Египта Гамаль Абдель Насер. - Прим. ред.), которые закончились, когда Джонсон стал типичным американским империалистом. Кеннеди был ирландцем, он ненавидел колониализм, потому что ирландцы сражались за независимость. Его политику следует воспринимать как антиколониальную. Это был человек, который смотрел в будущее дальше, чем кто-либо. У мира всегда будут проблемы, но я думаю, он работал над установлением равенства во всём мире. Он понимал нужды людей в колониальных бедных странах.
То есть если бы Кеннеди выжил, мир стал бы лучше?
Мир стал бы совершенно другим. Мы бы избежали Ирана, Ирака, соревнования сверхдержав в Афганистане. Было бы меньше войн. Мир без войны – это прекрасная мечта. Конечно, были бы какие-то территориальные конфликты, но я говорю о масштабной картине.
Похоже, для вас сейчас важна только политика, политика и ещё раз политика?
Нет, это не так. Для меня важен мир, мир и ещё раз мир. Я не политизирован, я не политик. Я не готов к официальной должности. Я драматург. А как для драматурга для меня самая важная вещь на свете – это мир на земле.
Вы расстроены, что в Америке публика не очень хорошо приняла ваш новый фильм?
Кто вам сказал, что это так? Всем, кто его смотрел, он очень понравился. Разумеется, мейнстримные медиа его не рекламируют, они даже не хотят говорить об этом деле. Так что для нас остался Интернет. Интернет-журналистика даёт возможность нашему фильму существовать. Это единственное, что вы можете сделать, если идёте против государства. Я даю интервью таким людям, как вы. В Европе у нас отлично идут дела, но в Америке медиа так параноидально настроены. Обо всём они готовы сказать, что это фейк ньюс. Но знаете, у нас не “новости”, а факты, которые мы излагаем.
Что вы можете сказать российской аудитории, чтобы заинтересовать её вашим фильмом? Почему ей должно быть интересно убийство Кеннеди?
Ей должно быть интересно, если ей интересен остальной мир. Это очень важная история для всех. В 1963 году Кеннеди произнёс прекрасную речь, послушайте её на YouTube. Это одна из самых замечательных речей на свете. Он говорит там о вкладе России в историю мира, о жертвах, на которые пошла Россия во время Второй мировой войны. Это единственный американский президент, который об этом говорил. Он говорил, что нам, американцам, пора примириться с Россией.
Планируете ли вы возвращаться к художественным фильмам?
(После долгой паузы.) Возможно, я сниму ещё один фильм. Да, я могу это сделать.
Почему всего один?
Мне 75 лет, я не первой молодости. А фильмы требуют времени и множество энергии.
Вы уже знаете, что бы это могло быть, или пока это лишь идея фильма?
У меня есть идея, но я не могу ею поделиться.
Есть русская присказка: “Пора и о душе подумать”. Это означает, что в определённом возрасте стоит сосредоточиться на вечных вопросах. Жизнь, смерть, что такое любовь, есть ли Бог. То, что называется экзистенциальными проблемами. Как мог бы выглядеть экзистенциальный фильм Оливера Стоуна?
Возможно, именно о таком фильме я и думаю.