Эксперты рассказали, когда в России появится доступная ипотека

На террасе Soho Rooms состоялся ежегодный форум по недвижимости "Девелопмент будущего", организованный московским бизнес-клубом. Руководители крупных девелоперских компаний рассказали, какие перемены ждёт рынок недвижимости и как грамотно переждать "идеальный шторм"
Эксперты рассказали, когда в России появится доступная ипотека
Copyright (c) 2023 Irina Starikova1811/Shutterstock. No use without permission.
Недвижимость в Москве – лакомый кусок

Что происходит на рынке недвижимости

– Ставка ЦБ высокая, и это надолго, если не навсегда, – открыл форум Олег Репченко, руководитель аналитического центра IRN. – Доступной ипотеки при нашей жизни уже не будет. Льготных безадресных программ тоже не будет, так как они поддерживали большое количество спекулянтов и правительство в этих программах сильно разочаровалось. 

Также Олег добавил, что со следующего года вступят в силу стандарты ипотечного кредитования от ЦБ, по которым будут запрещены субсидированная и траншевая ипотека, а также маркетинговые приёмы продаж, такие как покупка без первоначального взноса с увеличением стоимости квартиры или рассрочка опять же с увеличением стоимости жилья. 

– Пересидеть этот период не получится, рынок ждут серьёзные структурные изменения, – продолжает Олег. – И предсказать, куда выведет кривая, невозможно. 

Однако другие участники форума попытались увидеть не только тёмные пятна на солнце. 

– Из позитивных факторов могу назвать рост доходов населения, какого не было с 2000-х годов, причём этот рост опережает инфляцию, – рассказывает Михаил Гольдберг, руководитель аналитического центра Дом РФ. – Благодаря этому резко выросло количество людей, которые могут себе позволить ипотеку даже по тем ставкам, которые мы наблюдаем сейчас. Поэтому до сих пор жильё продаётся быстрее, чем строится. А наибольшей популярностью пользуются альтернативные сделки, когда люди продают свою квартиру и покупают более просторное жильё. 

Цифра
2
триллиона рублей получили застройщики с раскрытых эскроу счетов, и это поможет им пройти трудный период, считает Михаил Гольдберг, руководитель аналитического центра Дом РФ

Интересно, что никто из девелоперов в сложившейся ситуации не планирует снижать стоимость квадратного метра. 

– Себестоимость материалов растёт, растёт и инфляция, поэтому стоимость на свои объекты мы точно снижать не будем, может  быть даже будем повышать, – рассказывает Ольга Тумайкина, коммерческий директор ФСК. – Будем продавать жильё дорого и медленно. И будем создавать ещё более интересные продукты для покупателей. 

Как пытаются завлечь и удержать клиента

Девелоперы сошлись на том, чтобы освободившееся время и энергию сейчас имеет смысл направить на переоценку своих продуктов. 

– Наступает прекрасное время, чтобы переключить внимание с бесконечной гонки в продажах на свои объекты и сделать их ещё привлекательнее для людей, – считает Марина Любельская, заместитель генерального директора концерна "КРОСТ". – Это время, чтобы глубоко изучить свою целевую аудиторию, их потребности, невысказанные желания и сделать продукт, который превзойдёт их ожидания. 

Марина рассказала, как они в известном ЖК в Москве провели необычный эксперимент – сделали полноценный двор на кровле здания на высоте 10 метров от уровня земли. Там есть и футбольный, и теннисный корт, и аптека, и кафе, и кружки дополнительного образования. И люди с удовольствием проводят там время. 

– Так что создавать условия, которые необходимы людям, можно на разных уровнях, – сделала вывод Марина. – Нужно с покупателями беседовать, уделять им время. Мы для этого приняли в штат и социолога, и психолога и узнали о своих покупателях много нового и интересного. Например, раньше мы ставили во всех подъездах лапомойки для собак, но оказалось, что ими почти никто не пользуется и людям гораздо больше нужны, к примеру, пеленальные столики. 

Также Марина Любельская рассказала, что от жителей идёт высокий запрос на занятия спортом с чемпионами. В результате они пригласили в ЖК 4-кратных чемпионов мира, которые платят копеечную аренду за помещение, но эта услуга привлекает и новых покупателей, и укрепляет лояльность тех, кто уже купил жильё. 

– Впечатления – одна из базовых ценностей для покупателей, – объясняет Марина. – Красивым дворам, подземной парковке и даже предметам искусства в холле удивлялись 10 лет назад, а сейчас для всех это стало привычным и этим уже никого не удивишь. 

ЦИТАТА
Сейчас идёт большой тренд на деурбанизацию (жильё у воды, в лесу, акцент на спорт). Также застройщикам необходимо учитывать русский культурный код в проектах, как минимум, не использовать англицизмы в названиях ЖК. Желательно приглашать к созданию своих продуктов деятелей искусства и культуры, а также понимать и придерживаться повестки государства.
— Александр Кузин, генеральный директор One Moscow

Дарья Постникова, директор по продукту Сити21, рассказала, что они тоже делают ставку на формирования территории добрососедства – поддерживают сообщество внутри квартала, налаживают взаимодействие жителей друг с другом. Для этого они открыли соседский клуб, куда жители приходят знакомиться, общаться, смотреть фильмы, участвовать в обучающих мероприятиях. 

– Мы сначала финансируем соседский клуб за свой счёт, а потом выводим на самоокупаемость, но зарабатывать на этом у нас нет идеи, – рассказывает Дарья. – Наличие соседского клуба влияет на скорость принятия решения о покупке квартиры в нашем квартале, а также на появление большого количества лояльных жителей, которые совершают повторные покупки. 

Виолетта Сливная, коммерческий директор Upside Development, рассказала, что они пошли ещё дальше – создали сообщество жителей ещё не построенного дома, который сдаётся только через 3 года! И покупатели уже вместе посещают различные мероприятия, ходят в бассейн, путешествуют. 

– Людям мало иметь комнату, они хотят проводить время в компании близких по духу людей, и мы им помогаем в этом, – рассказывает Виолетта. – Мы своих покупателей не бросаем, а ведём по жизни.