Эксперт сравнил трибунал над боевиками "Азова" с Нюрнбергским процессом

По заявлениям властей, с "Азовстали" вышли и сдались в плен почти половина находившихся там военных
Эксперт сравнил трибунал над боевиками "Азова" с Нюрнбергским процессом
кадр из видео Минобороны РФ
С 16 мая сложили оружие и сдались в плен 1730 боевиков, укрывшихся на комбинате "Азовсталь" в Мариуполе.

Третий день продолжается выход участников националистического батальона "Азов"* и служащих ВСУ с территории комбината "Азовсталь" в Мариуполе. По данным Минобороны РФ, с 16 мая сложили оружие и сдались в плен 1730 боевиков, среди которых 80 тяжело раненных. Пленным оказывается вся необходимая медицинская помощь.

По словам главы Донецкой Народной Республики Дениса Пушилина, на данный момент с "Азовстали" вышли больше половины находившихся там украинских военных. Также глава республики заявил, что судьбу боевиков будет решать суд – их ждёт трибунал.

Сдавшихся боевиков вывозят на территорию ДНР, однако до сих пор остаётся неизвестным, где будет вестись судебный процесс.

Стоит отметить, что в России уже целый ряд националистических батальонов, подобных "Азову",  признаны экстремистскими организациями. Сейчас Минюст РФ призвал на законодательном уровне признать "азовцев" террористами, а МВД России объявило в розыск командиров нацбатальона Величко и Немичева, которые могут быть причастны к пыткам российских пленных.

 – Расследованием преступлений, совершённых этими подразделениями, давно занимается СК РФ. Будет логично, что судить этих кровавых бандитов будут по российскому законодательству, – поделился в беседе с Metro заведующий отделом стран Украины Института стран СНГ Иван Скориков. – Сейчас они находятся в ДНР, и как у руководства, так и у жителей республики есть понятное желание справедливого возмездия. Но тут несколько моментов. Во-первых, ДНР находится на военном положении, а во-вторых, в скором времени республика будет полностью освобождена и, возможно, в перспективе, присоединится в РФ. Начнётся переходный период, в который будет решаться вопрос согласования законодательств. Это может вызвать некоторые технические затруднения. Эффективнее было бы провести суд в РФ, тем более что их преступления были направлены не только на жителей Донбасса.

Вопрос о месте суда принципиальный, поскольку в ДНР действует смертная казнь, а статьи, по которым, вероятно, привлекут "азовцев", предполагают одни из самых суровых наказаний.

– Украинское руководство пытается представить их белыми и пушистыми, простыми военными, которые исполняли приказ. Но в отношении них будет действовать целый ряд статей: тут не только военные преступления, но и реабилитация нацизма, и терроризм. Поэтому никакого обмена на российских (или ДЛНР) военнослужащих быть не может. Обмену подлежат только реальные служащие ВСУ. Нацистские преступники из "Азова" и других бандформирований – это отдельная категория.

Допускаю, что после того, как уполномоченные службы с них соберут всю необходимую информацию, их будут обменивать "по курсу" один наёмник на тысячу российских солдат или на деятелей высокого ранга. Главное, что люди и в РФ, и в ДЛНР понимают, что эти иностранцы ехали сюда убивать людей за деньги, поэтому в обществе запроса на их обмен нет, хотя, конечно, решать государствам.
Иван Скориков

Если говорить про упомянутый Денисом Пушилиным трибунал, то интерес вызывает не только место, где он будет проводиться, но и формат процесса. 

 – Наказание этих преступников, конечно, является целью России и ДЛНР. Но если будут привлечены международные наблюдатели, журналисты, политики, то это придаст трибуналу вес в информационных задачах, чтобы наши оппоненты наконец-то прозрели, – заявил Иван Скориков. – Мы не рассчитываем, что там будут представители стран Запада, но есть Китай, есть наши партнёры по ЕАЭС, союзники по ОДКБ, Иран, страны Африки и Азии, Латинской Америки. Солидный коллектив можно собрать, чтобы это стало мировым прецедентом, своеобразным аналогом Нюрнбергского процесса.

*Нацбатальон "Азов", входящий в состав Вооружённых сил Украины, признан экстремистской организацией. Запрещён в Российской Федерации.