Фильм "Я шагаю по Москве" – одна из первых работ режиссёра Георгия Данелии, впоследствии снявшего "Мимино", "Афоню", "Осенний марафон". Пропитанный лиризмом сценарий Геннадия Шпаликова, тонкая работа оператора Вадима Юсова, искренняя игра актёров, музыка Андрея Петрова и знаменитая песня в финале помогли фильму не только стать хитом целого поколения, но и остаться в сердцах зрителей спустя десятилетия. Вспоминаем, как создавалась любимая комедия. Эксклюзивные кадры со съёмок фильма "Я шагаю по Москве", предоставленные телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция", комментирует директор программной дирекции медиахолдинга "Цифровое Телевидение" Алексей Бернат.
На фото – съёмочная группа фильма "Я шагаю по Москве" в ГУМе
По фильму можно изучать во всех подробностях Москву 1960-х годов. Там есть Чистопрудный бульвар, строящийся Калининский проспект, парк культуры и отдыха им. Горького, Красная площадь (по которой, кстати, тогда ещё ездили машины), ГУМ, где по сюжету работает Алёна. За несколько лет до съёмок фильма ГУМ был не только магазином, там находились всевозможные конторы и даже коммунальные квартиры. При Хрущёве ГУМ стал главным торговым центром столицы, и в фильме можно увидеть магазин сразу после ремонта.
После просмотра в Госкино комиссия, принимавшая картину, спросила: если это комедия, то почему она несмешная? "Потому что она лирическая", – ответили авторы. Словосочетание "лирическая комедия" попало в титры, дав название новому киножанру. Фильм был показан на Каннском кинофестивале, где Данелию удостоили специального упоминания жюри в числе молодых кинематографистов "за индивидуальность и обещания, которые они выразили в своих произведениях".
На фото – Галина Польских, Георгий Данелия, Алексей Локтев и Евгений Стеблов на съёмках фильма "Я шагаю по Москве"
Первоначально Алёну, Колькину любовь, должна была играть Наталья Селезнёва. Но она не понравилась худсовету. Тогда на роль взяли Галину Польских, уже известную по фильму "Дикая собака динго". Воплотить образ Володи, писателя из Сибири, пригласили актёра Театра имени Пушкина Алексея Локтева, до этого сыгравшего главную роль в картине "Прощайте, голуби". Когда начались съёмки, Локтев должен был ехать на гастроли, но исполнителя менять не стали – ждали его возвращения и первые сцены создавали без его участия. До Евгения Стеблова на роль нервного жениха Саши был утверждён другой актёр, который слегка заикался, что вполне подходило для образа. Молодого человека даже уже обрили наголо для сцен свадьбы. Но потом ассистент второго режиссёра привела Стеблова, который подходил больше, и первому кандидату решено было отказать. Тот так расстроился и разозлился, что, по воспоминаниям Данелии, даже перестал заикаться в телефонном разговоре.
О чём кино. Монтажник Володя из Сибири мечтает о писательской карьере. Его рассказ, опубликованный в журнале "Юность", так понравился известному писателю Воронину, что он пригласил начинающего автора в гости. Приехав в Москву, Володя переживает целую вереницу приключений. В поисках квартиры друзей, где он планировал остановиться, Володя знакомится с общительным метростроевцем Колей, его семьёй и приятелем Сашей, который пытается получить отсрочку от армии, чтобы жениться на любимой девушке. Встреча с Ворониным тоже состоится, но главное знакомство в столице ждёт Володю позже – в ГУМе, в отделе пластинок...
На фото – Никита Михалков на съёмках фильма "Я шагаю по Москве"
Главный герой картины – метростроевец Колька. Николаем звали сына Георгия Данелии, а профессия метростроевец была у отца режиссёра. На главную роль пробовали много молодых актёров, но ни один не подошёл. Пригласить Никиту Михалкова предложил Геннадий Шпаликов, который дружил с Андреем Кончаловским, братом Никиты Сергеевича. Данелия сомневался, подойдёт ли 18-летний подросток на роль, не слишком ли он молод. Но когда режиссёр увидел, по его словам, «долговязого верзилу», сомнения отбросил. Кстати, в финальных сценах, когда герои прощаются в метро и уезжают в разных направлениях, есть небольшой киноляп. Когда создавалась картина, станция "Университет" была конечной, в кадре даже видна надпись "Посадки нет". Очевидно, что никого бы не пустили в вагон, следующий в депо. Правда, когда фильм вышел на экраны, ветку уже продлили до "Юго-Западной".
На фото – съёмки фильма "Я шагаю по Москве"
Лирическая комедия "Я шагаю по Москве", воспевшая столицу, родилась со сцены дождя. Будущий сценарист картины, поэт Геннадий Шпаликов, предложил режиссёру Георгию Данелии такую идею картины: по улице под дождём идёт босая девушка, рядом с ней едет велосипедист, который хочет укрыть её под зонтом, но она уворачивается. "И что дальше?" – спросил Данелия. "А дальше придумаем", – ответил Шпаликов.
Работа над сценарием шла так: Данелия и Шпаликов обсуждали эпизод, потом Шпаликов переносил его на бумагу. Задачей Данелии было сократить написанное сценаристом, поправить диалоги, добавить действия. Вот, например, как у Шпаликова был описан дождь: "По тому, как внезапно среди летнего дня потемнело в городе, по ветру, подувшему неизвестно откуда, по гонимой речной воде, по вскинутым мгновенно юбкам девочек, по шляпам – придержи, а то улетит, – по скрипу и скрежету раскрытых окон и по тому, как все бегут, спасаясь по подъездам, – быть дождю. И он хлынул" (Георгий Данелия, "Безбилетный пассажир"). Дождь в картине имитировали с помощью пожарных гидрантов. Кроме того, чтобы снять, как в лужах отражаются фонари, асфальт несколько часов поливали водой.
На фото – оператор Вадим Юсов, режиссёр Георгий Данелия и исполнитель роли Володи Алексей Локтев на съёмках фильма "Я шагаю по Москве"
По словам Михаила Ромма, "Я шагаю по Москве" – это песнь о молодости. Своим настроением, лиризмом, атмосферой оттепели, надежды на будущее фильм обязан во многом гениальной работе оператора Вадима Юсова. Он применил в работе над фильмом длиннофокусную оптику, что позволило добиться эффекта реалистичности происходящего. Снимая ноги пешеходов, поток машин, бегущих от дождя прохожих, сцены строительства метро, байдарки на Москве-реке, Юсов изобразил столицу живой, яркой и вечно молодой. Москва стала главной героиней картины. Панорамы города, показанные в фильме, впоследствии даже вызвали вопросы у сотрудников компетентных органов, решивших, что ряд планов был снят с вертолёта без разрешения и на камеру могли попасть режимные объекты.