Эксперт оценила уникальную визитку Сергея Прокофьева, найденную в музее

Репортёр Metro узнал историю визитки величайшего русского композитора и всё о культуре использования таких карточек в прошлом
Эксперт оценила уникальную визитку Сергея Прокофьева, найденную в музее
Пресс-служба Российского национального музея музыки
В начале XX века визитку мог иметь при желании любой человек.

Как в Музее музыки обнаружили визитку Прокофьева

– Стали подбирать материалы к выставке. Была у нас записная книжка пианиста Александра Гольденвейзера. И когда наш научный сотрудник начала эту книжку пролистывать, то среди её листочков нашлась визитка, – рассказала Metro Анастасия Валова, сотрудница пресс-службы музея. – Стали её изучать и обнаружили, что это визитка Сергея Сергеевича Прокофьева. Он её передал Гольденвейзеру при встрече.

Визитная карточка появилась у Сергея Прокофьева в юном возрасте. Ему было всего 20 лет.

– Гольденвейзер с Прокофьевым были не такими прям друзьями. Но он посещал выступления Прокофьева. И Прокофьев всё-таки вручил ему эту визитку. Гольденвейзер в то время был уже такой известный, а Прокофьев совсем юный. Ему было важно получить одобрение.

На найденной специалистами визитке, кроме имени, присутствуют и другие надписи – номер телефона, адрес и путь, по которому можно добраться.

– Скорее всего, Прокофьев наспех написал на визитке Гольденвейзеру адрес и путь. Там видно, что написано это карандашом.

История и культура визитной карточки

Никита Брусоловский, историк-архивист, рассказал Metro, что отсутствие на визитке того времени напечатанного адреса или другой информации не являлось чем-то странным.

– Визитки тогда были чем-то иным, нежели сегодня. Прописывали только имя, фамилию, иногда статус, должность, титул.

Использовали визитные карточки в начале XX века не так, как в наши дни. Они служили пропуском в дом человека. Даже если хозяина не было на месте, гость мог показать карточку, например, лакею, чтобы пройти внутрь и дождаться человека. А перед уходом визитку оставляли в доме как знак, что кто-то приходил.

Прописанная карандашом информация у Прокофьева тоже не является чем-то странным:

– На визитке при желании могли сделать какую-нибудь приписку – например, те самые контакты. Но в первую очередь на ней было написано "кто приходил". Именно поэтому карточка и называлась визитной.

Здесь надпись сделана карандашом.
Пресс-служба Российского национального музея музыки
Здесь надпись сделана карандашом.