Агентство Bloomberg со ссылкой на Минсельхоз США заявляет, что аномальные майские заморозки могут привести к неурожаю пшеницы в России. И это значит, что мир может недополучить зерна, поскольку Россия отдаст на экспорт минимум. Ситуация осложняется ещё и тем, что на фоне заморозков в Воронежской, Липецкой и Тамбовской областях был введён режим чрезвычайной ситуации на предприятиях, задействованных в сельском хозяйстве.
Директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов подтвердил Metro, что ситуация для сельского хозяйства РФ и в самом деле сложная.
– Показатели сбора урожая будут ниже, чем в прошлом году... Вероятно, даже ниже средних, – отмечает он.
С ним согласен и независимый аграрный эксперт Александр Корбут.
– Кроме того, у нас на юге пока ещё не закончилась засуха, хотя вроде дожди идут и состояние посева улучшается. Были заморозки и в ряде регионов центральной полосы. Всё это ведёт к ожидаемому снижению валового сбора зерна.
Однако, по его словам, снижение показателей собранного урожая не будет критичным.
– Да, первоначальные прогнозы на сбор составляли 140–142 миллиона тонн, сейчас прогнозы уже – 133–136 млн тонн. Но это не такое большое падение, как кажется. Зерна для россиян будет более чем достаточно.
Проблемы с урожаем стали поводом для заявлений, будто цены на хлеб взлетят, отмечает эксперт.
– Но вклад зерна в ценообразование хлеба столь низок, что не может повлиять на его стоимость. Хлеб, как известно, это мука, вода, воздух – плюс совесть хлебопёка. Если совести не хватит, то цены будут расти.
При этом Корбут подчёркивает, что неурожайный сезон в России может сказаться на мировых ценах на зерно – ведь на экспорт Россия отдаст его меньше, чем обычно.
– Поскольку мы – номер один по экспорту пшеницы, на наши прогнозы по зерну зарубежные биржи реагируют очень чутко. Так что не удивительно, что на фоне последних событий взлетели фьючерсные цены на зерно.
Но, по его мнению, делать какие-либо прогнозы пока рано, потому что необходимо дождаться, когда на бирже спадёт ажиотаж, возникший из-за новостей о неурожайном сезоне в России.
– Когда биржевая истерика закончится, тогда можно будет говорить о том, какими станут мировые цены. Но какие бы изменения ни произошли, в целом мы не заметим, будто из-за зерна что-то подорожало в магазинах, – уверен эксперт.